Роспись придела Всех Русских Святых.

  

Придел в честь Всех Русских Святых Свято-Никольского храма был расписан в 1988 г. Роспись стен  (в том числе и алтаря придела) исполнили известные московские художники-иконописцы: Владимир Александров (Владимир Александрович Сидельников) и Виталий Олегович Шумилов (ныне протоиерей Виталий Шумилов). Помимо росписи стен, в 1989 г., данными иконописцами был написал Деисисный ряд иконостаса придела.

 …

 

Владимир Александров.

 

Владимир Александров (Владимир Александрович Сидельников) родился в Уфе (Башкирия) в 1950 году. Его отец был военным, танкистом (фронтовик, «ветеран особого риска»), родом с Дона. На родине отца Владимир в детстве часто проводил лето, пас гусей, учился ездить верхом. Родители Владимира рано разошлись, мальчик остался жить с отцом. «Детство было достаточно суровое, — вспоминает Владимир, — в пять лет я ходил за хлебом на лыжах через пустыню, от военного городка до пекарни 2,5 километра туда, и потом обратно. Приходилось по дому всё делать: носить воду, дрова, чистить снег, выносить помои, и т.д.»

.

Как и многие иконописцы, Владимир с детства увлекаться рисованием, и стремился учиться, но для этого не было возможностей. Бывало, что ему с отцом приходилось жить в глухих военных городках, иногда — в палатках и землянках. Художественных школ в таких посёлках не было. Возможность учиться у него появилась только в 1962 году, когда мальчику исполнилось двенадцать лет. Именно с этого времени он начал посещать занятия в детской художественной школе, где его научили писать чистыми, яркими, сочными цветами. Любовь к таким цветам сохранилась у него на протяжении всего последующего творческого пути.

.

После окончания школы Владимир продолжил образование в Уфимском художественном училище. Затем перевёлся в Пензенское училище, где три года проучился на живописном отделении. Тогда же он попробовал свои силы в создании копий произведений русских мастеров.

.

В 1972 году юноша приехал в Москву и предпринял попытку поступить в Художественный институт им. В. Сурикова. Однако, несмотря на хорошую характеристику училища и отличные оценки по специальности, приёмная комиссия, посмотрев его работы, даже не допустила его до вступительных экзаменов. Преподаватель сказал: «Тебе здесь нечему учиться». Как вспоминает сам художник: «Советское искусство наводило на меня тоску. Я стремился к настоящей живописи, к старым мастерам». После отказа Владимир решил остаться в Москве. Он работал дворником, сторожем. Три года учился самостоятельно, в Третьяковской галерее: копировал русских художников. Через некоторое время ему удалось устроиться на работу по специальности: он в течение пяти лет вёл занятия в изобразительной студии.

.

Несмотря на неудачу с поступлением, Александров не прекращал учиться. В течение трёх лет брал уроки у художника-монументалиста А. Мизина. Под его руководством молодой художник изучал технику стенной росписи: итальянскую фреску, темперу, которая наносилась не на сырую, а на сухую штукатурку, а также резьбу по штукатурке и мозаику. Кроме того, он внимательно изучал росписи Древнего Египта, античной Греции, периода готики и Возрождения, Японии.

.

Интерес к церковной живописи у Александрова возник в конце 1970-х годов, после разговора со священником из псковской епархии. С 1978 года он начал реставрировать иконы, затем попробовал делать поновления. Через три года в его жизни случился тяжёлый духовный кризис, приведший художника к Церкви. Как вспоминает сам Владимир: «Не хотелось жить, уже и искусство стало безразличным. Решил поехать в Ферапонтово, по пути заехал в Вологду, где реставрировали Спасо-Преображенский собор. Походил по лесам, поднялся в купол – а там мощное изображение Господа Саваофа. Такие глаза, такая сила… я буквально упал ниц, и вдруг внутри меня прозвучал голос: «посмотри, что ты сделал, и подумай, что ты должен делать дальше». На следующий день, утром я встал, услышал колокольный звон, и ноги сами повели меня в церковь. Оттуда я отправился в Ферапонтов монастырь, туда, где фрески Дионисия. Смотрел на них и думал: «Боже, какая красота!» Но эта красота была для меня недоступна. Я видел всё словно из какого-то подвала…Там же, в Вологодской области, я пришёл в храм и обратился к священнику. Он благословил меня креститься, и направил в Москву, в храм Илии Обыденного, где меня окрестил отец Николай Тихомиров. С тех пор я стал регулярно ходить в церковь. Читал святых отцов. Освоил церковнославянский. Моя мастерская была напротив музея Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Часто и подолгу смотрел я на иконы, учился. Копировать в музее не разрешалось. Дома стал писать по репродукциям. В 1983 году я приступил к своей первой работе в этом направлении — к росписи одного из деревенских храмов Белгородской области. Мне предстояло написать две фрески с образами евангелистов. Высота каждой – 4,5 метра. Работал два месяца. Одновременно участвовал в богослужениях, читал и пел на клиросе. Живопись не бросал, но на неё оставалось всё меньше времени».

С тех пор Александров стал писать иконы и расписывать стены храмов. Именно к этому занятию он почувствовал призвание. Сейчас он один из самых известных, опытных и авторитетных российских иконописцев, член российского союза художников. Его картины хранятся во многих российских и зарубежных коллекциях. Он расписал множество храмов, написал огромное количество икон. Сам художник лучшей своей работой считает роспись, украшающую придел Всех Русских Святых в Свято-Никольском храме Калининграда.

Помимо росписи стен, Владимир Александров написал иконы «Деисис» для иконостаса придела Свято-Никольского храма.

По словам Владимира Александрова: «Икона это совершенно другой мир и язык, его просто так не поймешь и не срисуешь, его нужно пережить многими годами в самом себе… он связан с духовным опытом. Для меня иконопись это не сфера приложения моих художественных способностей, а некий мистический церковный опыт, который коренится в глубочайшем и древнейшем Откровении — данным Богом человеку… Иногда меня спрашивают, случались ли чудеса с моими иконами. Не знаю, мне об этом не говорили. Но, думаю, не так важно, источает ли икона масло или миро. Есть другое чудо. Одна женщина в храме, где я делал иконостас, сказала: «Глядя на эти иконы, я испытываю священный трепет». Она во время службы стоит на клиросе, недалеко от образа Спасителя. И дело тут, конечно, не в моей иконе, а во внутреннем состоянии человека. Чудо – когда образ поднимает душу к Богу».

.

Протоиерей Виталий Шумилов.

.

Протоиерей Виталий Шумилов (в миру Виталий Олегович Шумилов) родился 19 октября 1956 г. в городе Дубна. Учился в Дубненской художественной школе у И.И. Радова и Б.П.Иванова.

.

Во время службы в армии (1974-1976 гг.) работал художником-оформителем в гарнизонном Доме офицеров в г. Ржеве.

.

В 1977 г. поступил в Тверское художественное училище им. А. Г. Венецианова. С 1979 г. по 1980 г. учился в Рязанском художественном училище им. Г. К. Вагнера.

В 1984 г. начал заниматься иконописью. В 1985 г. организовал иконописную мастерскую, которая объединила художников-иконописцев сначала Дубны, а потом и других городов России и бывшего Союза.

.

Постепенно мастерская превратилась в иконописную школу имени преподобного Алипия Печерского, целью которой стали не только совместные занятия иконописью уже состоявшихся художников-иконописцев, но и обучение иконописному мастерству всех желающих.

.

В 1988 году молодой иконописец вместе с Владимиром Александровым работал в Свято-Никольском храме г. Калининграда, расписывал придел в честь Всех Русских Святых.

В 1993 г.  Виталий Олегович принял священнический сан и стал настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери. В 2007 г. отец Виталий стал протоиереем.

.

С 2011 г., иконописная школа имени преподобного Алипия, основателем и руководителем которой является о. Виталий, наряду с такими учебными заведениями, как иконописные школы при Московской Духовной Академии, Санкт-Петербургской Духовной Академии, факультеты Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского Православного института святого апостола Иоанна Богослова и Православного гуманитарного института «Со-действие», входит в «Межвузовский совет по вопросам иконописания».

 

.

См. также: Интерьер и роспись Свято-Никольского храма.

.

.

Используемый материал:

.

Фильм о Владимире Александрове. Иконописец (ВИДЕО).

.

К. Ляхова. Мастерская иконописи и фрески.

.

М. Устюгов (журнал «Крестовский мост»). Иконописец Владимир Сидельников: «Некрасивых икон не бывает».

.

«Иконописная школа имени преподобного Алипия Печерского» (официальный сайт).

.

 

 

 

 

 

Просмотры (1000)