Интервью матушки Софии православной газете «Спас» (№11 (68) ноябрь 2009)

 

Немка с русской душой.

 

Матушка Сафия.Людей, пришедших к православной вере в зрелом возрасте, немало. Но далеко не каждый из них становится на путь монашеского служения. Наш сегодняшний разговор — с настоятельницей калининградского Свято-Никольского женского монастыря. Матушка София (Херхенредер) немка по рождению. Но для таких, как она, наиболее точно подходит устоявшееся определение: «русская душа».

 

— Матушка София, наверное, начнем нашу беседу с некоторых фактов вашей биографии. Все-таки, согласитесь, это уникальный случай, когда настоятельницей русского православного женского монастыря становится обладатель паспорта гражданина Германии.

— Да, я немка по рождению, мои немецкие предки происходят из района Гамбурга. Когда-то они перебрались в Поволжье, откуда в 1937 году родители отца и мамы были сосланы. Их раскулачили, сначала отправили в Сибирь, и уже оттуда потом они перебрались в Казахстан. Оттуда в 1988 году уехали в ФРГ на постоянное место жительства, и до 2006 года я там постоянно жила в городе Висбаден, неподалеку от Франкфурта-на-Майне.

Естественно, родители меня воспитывали как лютеранку, но так случилось, что примерно в 1998 году я пришла к православной вере.

— Основополагающий вопрос: что привело в лоно Православия?

— Думаю, редко бывает, чтобы к истинной вере привело какое-то конкретное событие. Это накапливается постепенно. В Висбадене есть русский православный храм во имя св. Елисаветы, построенный в 1868 году для многочисленных русских, посещавших в середине XIX века модный немецкий курорт.

— Его, наверно, и Достоевский посещал…

— Однозначно. Ведь он жил в Висбадене и по мотивам личной жизни написал свой роман «Игрок», после того как проигрался в казино. Там даже есть памятная доска, посвященная ему, а в городе одна из улиц названа в его честь.

Совсем рядом Дармштадт, где есть православный храм во имя Марии Магдалины. Он построен на русской земле, которую туда вагонами везли из России после женитьбы наследника престола будущего императора Николая II на принцессе Гессен-Дармштадской, ставшей императрицей Александрой Федоровной. Когда императорская семья была канонизирована, образовалась духовная связь между этой землей в самом центре Германии и православной Россией. Город Дармштадт связан с именем еще одной святой — преподобномученицы Елисаветы, родной сестры Александры Федоровны. Все это, безусловно, постепенно влияло на мое мировоззрение, хотя, повторяю, я воспитывалась как евангелическая лютеранка, но о вере в Бога особо не задумывалась.

Крещение в лютеранской евангелической церкви у меня было в 19 лет, но я чувствовала, что это не то… И, впервые зайдя в православный храм, я поняла, что как бы попала домой.

— В чем это выражалось?

— Прежде всего, в какой-то душевной теплоте, умиротворенности и тихой радости. Я не хотела уходить из храма, так там бы стояла и стояла. Вскоре, примерно в 1997 году, я познакомилась с игуменьей Елисаветой (Кольцовой), когда она еще не была настоятельницей монастыря в Калининграде, а приезжала в составе паломнической группы. Разговоры с ней дали мне много пищи для размышлений, и вскоре возникло твердое решение креститься в православную веру.

— Там же в Германии и крестились?

— Нет, крестилась я 23 мая 1998 года в г. Светлом в один из приездов сюда, так как с 1998 года каждый год я начала ездить в Калининградскую область. Крестил меня отец Тихон (Кушнир).

— А там нельзя было креститься?

— На тот момент это была зарубежная православная церковь и в храме служил священник, который не совсем адекватно относился к Московскому Патриархату, хотя сам был из бывших военных, которые служили в ГДР, он остался там. Сейчас вроде все нормально. Такие полуполитические моменты сильно отвлекают от главного, но, слава Богу, все утряслось. Тогда же я поехала в свою первую паломническую поездку в Санаксарский монастырь.Я не хотела уходить из храма, так там бы стояла и стояла

— Наверное, от той поездке остались самые яркие впечатления?..

— Одно из самых ярких. В 2000 году я снова поехала в паломничество. На этот раз через Москву в Питер, а дальше в Александро-Свирский монастырь и на Валаам. В Александро-Свирском монастыре прикладывались к мироточивым мощам великого святого русской земли. Такое благоухание! Потрясающее, незабываемое впечатление! Потом на Валааме была служба в нижнем храме Преображенского собора. В главном, верхнем храме тогда была полнейшая разруха, только-только началась его реставрация. Мы, правда, попросили разрешения и на колокольню забрались. Очень печально было видеть обезображенные лики святых на фресках…

Что касается условий для приема паломников, то они были не ахти какие. Местное население вело себя вызывающе, много было пьяных, ругались матом. Я, правда, почти не обращала на это внимания. Мы были там всего два дня, задержались на острове из-за шторма на полсуток.

— Теперь сравните это с нынешним днем — ведь вы недавно были приглашены туда во время Патриаршего визита на Святой остров.

— Сейчас благолепие, такая красота! Каре зданий — внутреннее и внешнее — окрашено белой краской. Народу было очень много.

Мы ехали из Питера на пароходе. Вообще для меня это тоже было новым впечатлением. Впервые я участвовала в подобной поездке как настоятельница монастыря. 27 мая этого года ею стала, а в июле я уже побывала на Валааме на патриаршей службе. Были также владыка Серафим, отец Корнилий (Ефимов) и монахиня Феодосия, секретарь владыки. Калининград там был хорошо представлен: помимо священнослужителей были приглашены вице-губернатор Юрий Шалимов и глава города Александр Ярошук.

— Что касается встреч с Патриархом, а ранее митрополитом Кириллом — поделитесь впечатлениями от них.

— Первая произошла около 2000 года. Мы возвращались из паломнической поездки через Смоленск. Не заехать к смоленской иконе Одигитрии — дорога дальше не идет. Однажды вечером я была в храме, и вдруг он зашел. Я подошла под благословение. Он внимательно посмотрел и благословил, ничего не сказав. Потом встречи стали более частыми, в основном в монастыре преподобномученицы Елисаветы, когда я уже приняла постриг. Последний раз — когда он еще был в чине митрополита, 9 ноября прошлого года на освящении храма Ферапонта Можайского в Славском районе. Было приглашено не очень много народа, такое семейное торжество. И он был как среди своих. Много рассказывал о поездке в Латинскую Америку. Тогда я уже была благочинной Елисаветинского монастыря.

— Когда стали благочинной?

— В 2006 году, в октябре, когда приехала сюда, а постриг в инокини был в 2002 году. Он проходил в Елисаветинском монастыре.

— Гражданство Германии не влияло?

— Совершенно нет. А как оно должно влиять? Главное — добрая воля и желание служить Господу. Как пример: две русские православные святые, мученица Елисавета Федоровна и страстотерпица Александра Федоровна, — чистокровные немки, принцессы Гессен-Дармштадские. В Германии у меня есть один очень хороший друг — православный татарин. И стал таким православным, что слава тебе Господи! Национальность не имеет никакого значения.

— Одно дело верить, ходить в храм, причащаться. А другое дело уйти из мира, стать монахиней. Как далось это решение — коренным образом поменять свою жизнь?

— Оно давалось не сразу и нелегко. Года три шла к этому. Работала медсестрой в реанимационно-нейрохирургическом отделении больницы Висбадена. Посещала православный храм. Потом наконец решилась.

— Трудно далось решение переехать в Россию?Молилась, чтобы Господь меня поддержал и помог принять Его волю…

— Конечно, ведь уже сложился какой-то устоявшийся быт. Но чем чаще я приезжала в Россию, тем с более тяжелым сердцем приходилось уезжать. Духовно сюда стремилась, но все-таки был определенный страх: как оно все сложится?.. Плюс оформление документов. Сейчас все в порядке, имею вид на жительство, хотя сохранила немецкий паспорт.

— Как получилось, что вы ехали в один монастырь, а оказались настоятельницей в другом?

— Я до сих пор в недоумении, почему так случилось. Меня вызвал владыка Серафим и сказал, что хотел бы видеть меня настоятельницей Свято-Никольского монастыря. Для меня это было совершенно неожиданно, и я сначала отказалась. Молилась, чтобы Господь меня поддержал и помог принять Его волю… И когда уже увидела решение Синода на бумаге, то смирилась и приняла все как есть.

— Итак, с июня вы приняли дела. Какие первые шаги?

— Менять ничего не стала, так как все налажено. Какие-то моменты были по храму — в частности, реставрация креста. Многие начинают беспокоиться по этому поводу, поэтому спешу успокоить. Кровельщики-альпинисты одной из фирм скоро установят его на свое место, все идет в рабочем порядке. Были некоторые затруднения с металлом. Прежний крест уже невозможно было отреставрировать — надо было менять

— А сколько сейчас в монастыре насельниц?

— Кроме меня еще три монахини, две инокини, послушница и трудница. Со мной восемь человек. Основные заботы — храм, огород и кухня.

— Что в огороде растет?

— Картошка, огурцы, помидоры в теплице до сих пор висят, кабачки, морковь, лук чеснок…

— Работаете только на себя?

— В основном да. Но пока еще не все освоили. Часть огорода взяли на себя воскресная школа и прогимназия «Пересвет», которые находятся на нашей территории. Им помогаем продуктами и немного финансово тоже. Я понимаю, что духовное воспитание детей и молодежи очень важно сейчас. Слава Богу, Святейший Патриарх пошел прямо в народ, к молодежи. Его очень внимательно слушают. Я думаю, что, может, и хоть и не сразу, но эти семена веры, которые он сеет, обязательно дадут всходы.

— Какой распорядок дня в монастыре?

— В 7 часов начинается полуночница с чтением акафиста. В 9 часов служба, литургия, потом послушания. После всенощного бдения вечерние молитвы, келейное правило. В 9 часов вечера каждый день крестный ход вокруг храма. Храм закрывается в 20 часов, летом до 21, так как есть спортплощадка и мы детям разрешаем поиграть.

— Какие еще заботы?

— После реорганизации гимназии освободился один дом — будем переделывать его для сестер, чтобы каждая имела свою келью. Сейчас ютятся по двое, по трое. Будет также возможность принимать паломников. Есть сестры, которые уже просятся пожить и поработать в монастыре, выполнять послушания.

 

Дмитрий ОСИПОВ

 

Источник: http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=705

 

 

 

 

Просмотры (423)