История Свято-Никольского храма и монастыря.
Кирха Юдúттен (нем. Juditter Kirche) она же Свято-Никольский собор — является, наверное, самым загадочным строением в Калининграде (до 1946 г. Кёнигсберг), ибо нет единого исторического мнения ни о времени постройки кирхи, ни о происхождении названия «Юдиттен». Но в любом случае, это здание считается самой древней постройкой в городе Калининграде (из сохранившихся до нашего времени), и единственным во всей области памятником готической архитектуры XIII века.
В то же время этот храм обнаруживает себя неким особым духовным центром, ибо, как в древности к стоящей под его сводами чудотворной статуе Девы Марии стремились толпы паломников, так и ныне множество людей приходят в него к великому чудотворцу — святителю Николаю. Сначала католическая (до XVI в.), потом лютеранская (до 1948 г.), эта старейшая кирха российской Пруссии стала первой православной церковью Калининграда (в 1985 г.), а в последствии (в 1999 г.) — главным храмом первого православного монастыря. Церковь, восстановленная силами (буквально — руками) и средствами самих верующих в народе именуется «матерью церквей Калининграда», «местным Иерусалимом». Её уникальность привлекает к себе множество людей со всех уголков света, особенно немцев из Германии, для которых это место памяти.
Таким образом, кирха Юдиттен относится к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. Объект туризма и паломничества ещё с рыцарских времен.
Время постройки.
Время постройки каменной кирхи (нем. kirche — церковь) Юдиттен стерлось в веках и точно не установлено. Одни историки датируют кирху 1276-1291 гг., другие 1288-1298 гг., третьи — началом XIV в., в некоторых исторических документах иногда фигурируют и более поздние года (конец XIV в.). Наиболее вероятной датой возведения Юдиттен-кирхи считается 1288 год, потому что именно с этого года она впервые начинает упоминаться в письменных хрониках, а в конце XIV века она уже была известным местом массового паломничества (нем. Wallfahrtskirche).
Выходит, что кирха Юдиттен всего лишь на 33 года младше замка Кёнигсберг, давшему начало и название одноименному городу, и на 45 лет старше самого известного здания г. Калининграда — Кафедрального собора Кёнигсберга на острове Канта (бывший Кнайпхоф, нем. Kneiphof).
Название.
Относительно происхождения названия «Юдиттен» существует несколько версий. Изначально «Юдиттен» (нем. Juditten) называлась Сельская община (нем. Landgemeinde) вблизи Кёнигсберга (королевство Пруссия), существовавшая значительно раньше появления там кирхи. С конца XIX века деревушка Юдиттен стала пригород, а с 16 июня 1927 года поселение было включено в состав города Кёнигсберг в качестве района (нем. Stadtkreis). 25 июля 1947 года на основе районов Юдиттен, Хуфен, Амалиенау, Коссе, Лавскен и Ратсхоф образован Сталинградский (впоследствии Октябрьский, ныне Центральный) район. Сейчас этот район обычно называют «Менделеево». И возможно, что местность, а от местности и кирха получили своё название от проживавшего здесь прусского племени юдов — выходцев из Ютландии (дат. Jylland, нем. Jütland — полуостров в Дании и Германии, между Северным и Балтийским морями).
Другая версия говорит о том, что название произошло от имени местного вождя Юдетуса (или Юдо). Приняв христианство и став тевтонским рыцарем, прус Юдетус получил от Ордена (в лице ландмейстера* Майнхарда фон Кверфурта) землю, прозванную впоследствии «Юдиттен». Кстати, само слово juditten (от прус. juodas) переводится с прусского — чёрный.
*Ландмейстер (нем. Landmeister) заместитель великого магистра (т.е. главы Тевтонского ордена) на некоторых территориях Ордена.
Также есть мнение (впрочем, не исключающее первые два), что кирха носит имя католической святой Юдитты Прусской (нем. Judith – Юдифь, Иудифь) — покровительницы Пруссии. Овдовев, она посвятила себя уходу за больными проказой, и умерла ок. 1260 года в одном из монастырей Прибалтики.
Тевтонский Орден
(Ordodomus Sanctae Mariae Teutonicorum)
В 1190 г. при осаде Акры (город в Израиле на побережье Средиземного моря) во время III Крестового похода (1189-1192 гг. вызванного завоеванием в 1187 г. Иерусалима Салах-ад-дином) купцы из Любека (город и порт в Германии на Балтийском море) основали полевой госпиталь для немецких крестоносцев, который в 1198 г. был преобразован в рыцарский орден, получив название «Тевтонский Орден» (букв. Немецкий Орден, от лат. teutonicorum — немецкий; ordo — строй, порядок, отряд). Главной задачей духовно-рыцарского ордена должна была стать борьба с язычеством и распространение христианства. Возглавляет Орден — Великий магистр (нем. Großmeister). Отличительный знак тевтонцев — черный крест на белом плаще. Девиз Ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять» (нем. «Helfen — Wehren — Heilen»).
В 1217 г. Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников (группа балтийских племен, населявших часть южного побережья Балтийского моря), захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого. В 1225 г. князь попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий. Император санкционировал начинание золотой буллой 1226 г. Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1232 г., обосновавшись на правом берегу Вислы. Здесь был построен первый форт, давший рождение городу Торунь. При продвижении на север был основан ряд замков, в том числе Мариенвердер. Вступив на прусские земли, в 1239 г. тевтонские рыцари основали замок Бальга (самый древний замок в Калининградской области, находится на берегу Калининградского залива). В январе 1255 г. на месте прусского городища Туангсте (прус. Twangste) тевтонцы основали замок Кёнигсберг (нем. Königsberg — Королевская гора). Первоначально замок был деревянным, но в 1257 г. началось строительство каменного, вернее кирпичного замка. Замок был назван рыцарями «Королевской горой» в честь своего союзника (при решающей помощи которого и был основан) — чешского короля Отакара II Пржемысла. Со временем у стен замка возникло поселение, которое тоже стали называть Кёнигсбергом. В 1286 г. это поселение получило городские права став городом Кёнигсберг (официально Альтштадт, нем. Altstadt — Старый город). Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. Таким образом, тевтонские крестоносцы пришедшие в XIII в. христианизировать Пруссию делают её католической, и в 1288 г. в селении Юдиттен ими строится один из первых форпостов — Орденская Католическая кирха в честь Девы Марии.
С 1410 г. наступает закат Тевтонского ордена. Потерпев поражение в Великой войне (1409-1411 гг.), затем в Тринадцатилетней (1454-1466 гг.) Орден потерял немалую часть подвластной ему территории и стал вассалом Польского королевства. Резиденция гроссмейстера была перенесена из Мариенбурга (ныне Мальборк в Польше) в Кёнигсберг (1466-1525). Окончательная потеря могущества произошла в 1525 г., когда великий магистр тевтонцев, кардинал Альбрехт Бранденбургский (1490-1568 гг. Гроссмейстер с 1510 г.) примкнув к Реформации, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации (превращении церковной собственности в собственность светскую) прусских земель — основной территории принадлежавшей Ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия Польского короля и при посредничестве Мартина Лютера — автора этого плана. Преобразовав теократическое (управляемое духовным лицом) государство в светское Прусское Герцогство (феодальное государство во главе с герцогом), и сам став первым герцогом Пруссии, Альбрехт способствовал введению в Пруссии Лютеранства. Таким образом, новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, а Юдиттен-кирха соответственно (с ок. 1530 г. до 1948 г.) — Лютеранская приходская церковь.
Архитектура, интерьер и фрески
кирхи Юдиттен.
Строил храм Тевтонский орден, с присущей ему педантичностью и строгостью в вопросах архитектуры. Раннегерманская готика того периода тяготела к простоте и чистым линиям, и потому формы кирхи просты и сама она почти лишена декора. Очевидно, кирха одновременно выполняла функции крепости, о чем свидетельствуют мощные каменные стены (1,5-2 м.) с окнами-бойнúцами и тайным ходом (замурован) в северной стене (пруссы, поначалу активно сопротивляясь орденским захватчикам, разрушали и сжигали христианские церкви). При строительстве использовались традиционные местные материалы (крупные валуны и кирпич). Основной неф (вытянутое помещение) кирхи-крепости и пять стен хоров (возвышенность внутри храма, иначе алтарь или пресвитерий) были возведены из крупных необработанных осколков горных пород и кирпичей, последними выложены углы постройки и оконные ниши. Щипец (треугольная верхняя часть фасада) и небольшая боковая пристройка (сооружена в XV в.) у северной стороны (теперь она больше, но стены почти в два раза тоньше, и это котельная, придел и ризница) выложены из кирпича. Весьма редким было сводчатое покрытие (внутреннее верхнее перекрытие дугообразной формы, соединяющее стены). Веерные диагональные рёбра (нервюры) делили перекрытие главного помещения на треугольные поля. Пять пролётов треугольных рёбер доходили до тяжело нависающей стрельчатой арки, за которой располагался алтарь, имеющий звёздчатый свод (свод кирхи не восстановлен). У северного угла главного нефа был небольшой вход, ведущий к витой лестнице на крышу (эта лестница была единственной связью с крышей). Вначале здание церкви было построено без башни, с окнами только на южную сторону. Под алтарем (пресвитерией) был устроен склеп (не восстановлен).
В конце XIV века рядом с кирхой была выстроена звонница из красного обожженного кирпича с 2-мя колоколами. Массивный нижний её ярус был облицован известковым раствором (до XVII в. башня стояла отдельно от церкви).
В 1394 г. художником Петером написаны фрески в алтаре и на триумфальной арке (вновь открытые под слоем побелки в 1907 г., но не сохранившиеся до наших дней). Яркими красками были изображены Иисус Христос, Пресвятая Богородица, апостолы, пророки, картина «Страшный суд», рыцарская геральдика и др.
Написанные на стенах гербы принадлежали гроссмейстерам и рыцарям Тевтонского ордена. В их числе герб Великого магистра Ульриха фон Юнгингена, погибшего в 1410 г. на Грюнвальдском поле. На куполе алтаря в золотом обрамлении сияла надпись: «Да станет лжецом (неверным) тот, кто причинит мастеру (художнику) зло».
Главной ценностью кирхи Юдиттен была чудотворная скульптура «Мадонна с Младенцем на полумесяце», созданная неизвестным мастером. Выполненная из дерева, выше человеческого роста, а по художественной выразительности не имевшая себе равных в Пруссии — она считалась шедевром пластики XV в. По преданию, скульптура всегда была тёплой, ей приписывали всяческие чудеса и исцеления, одно прикосновение к ней доставляло верующим невыразимую радость. И это веками (даже после Реформации) приводило в Юдиттен толпы паломников (даже с Рима). Известно, что перед этим образом в данной кирхе молилась прусская королева (с 1797 по 1810 гг.) Луиза (мать российской императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, и соответственно бабушка Александра II). Со временем уникальность кирхи привлекла в Юдиттен и туристов. Всё это и послужило причиной того, что поблизости стали селиться люди, и к началу XX в. посёлок получил все права городского предместья.
В 1577 г. во время ремонта кирхи (тогда уже лютеранской) на башне был установлен флюгер (вертун). За время существования кирхи в ней сменилось несколько алтарей (престол с декоративной стенкой). Один из них был изготовлен в 1672 г. известным кёнигсбергским мастером Шиммельпфеннингом. А в конце XIX в. вместо него установили ренессансный алтарь из коричневого дерева с живописными элементами, скульптурами и позолотой, вырезанный профессором Г. Кнорром. В 1686 г. с правой стороны стрельчатой арки была пристроена деревянная кафедра (возвышение для проповедника) в стиле ренессанса, украшенная по периметру резьбой и портретами евангелистов. Тогда же (в XVII в.) отец известного в Восточной Пруссии фельдмаршала Эрхарда фон Рёдерасделал пристройку соединявшую колокольню с храмом как усыпальницу для себя и своих потомков.
С 1819 г. начался капитальный ремонт кирхи Юдиттен. Переделаны были — щипец, башня и северная пристройка. В 1820 г. из фамильной усыпальницы Рёдеров (между звонницей и нефом) реконструирован новый поперечный притвор с цилиндрическим сводом. В 1840 г. в кирхе был установлен орган работы кёнигсбергского мастера Шервинта. В конце XIX в. верх башни был выстроен заново. В начале XX в. внутренний вход в пристройку был перенесен чуть дальше от арки, а из сакристия (ризница) в пресвитерий (алтарь) наоборот — чуть ближе к арке (это ясно видно если сравнить план здания кон. XIX в. (см. на гравюре выше) с фотографиями нач. XX в. (представлены ниже)). В 1907 г. были очищены от слоя побелки древние фрески. Храм был обшит новыми панелями, заставлен новой мебелью, украшен картинами и хрустальными люстрами.
Разрушение Юдиттен-кирхи.
Во время II Мировой войны храм на Юдиттер-Кирхен-штрассе не получил существенных повреждений, даже несмотря на ожесточенный штурм Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года. Очевидцы утверждают, что после взятия Кёнигсберга Красной армией церковь в Юдиттене продолжала быть действующей до 1948 года, её внутреннее убранство представляло значительную ценность, в ней ещё стоял орган, и оставшиеся немецкие жители проводили в ней службы. После их выселения здание кирхи Юдиттен использовалось в качестве склада конторы «Главтабак», позднее — базы «Главпарфюмер». В 1950-х годах, по рассказам старожилов, в данном здании (приспособленном под склад) случился большой пожар, после которого брошенная всеми церковь осталась бесхозной, растаскивалась и разрушалась. К концу 1950-х рухнула крыша. В начале 60-х была разрушена верхняя часть башни. А в 70-ые годы начали рушиться стены. И таким образом к началу 80-х здание кирхи превратилось в развалины и использовалось окрестными жителями в качестве свалки мусора.
Восстановление церкви из руин.
После II Мировой войны по решению Потсдамской конференции 1945 г. северная часть немецкой провинции Восточная Пруссия вместе со своей столицей-Кёнигсбергом полностью была передана Советскому Союзу. Хотя сразу после войны началась работа по адаптации немецких жителей (живших в области до войны) к новой власти, было принято решение о выселении немецкого населения в Германию. Почти все они были отправлены в Германию к 1947 году, только некоторые специалисты помогали восстанавливать работу предприятий вплоть до 1948 и даже до 1949 г., но и они не получили возможности получить советское гражданство и впоследствии были депортированы в Германию. Вместо них в город были переселены советские граждане.
С 1946 г. Кёнигсберг переименованный в Калининград (в честь советского партийного и государственного деятеля М. И. Калинина) стал заселяться быстрыми темпами. Переселенцы из России принесли в этот балтийский край свою культуру, свои традиции, свою веру. И эта вера жила в сердцах людей. «Уже среди самых первых переселенцев православных верующих оказалось столько, что никто и не предполагал. На пока еще незнакомой земле, где всё было чужим и поначалу даже враждебным, оторванность от России ощущалась с особой силой. Это значительно увеличивало психологические трудности адаптации к новым условиям и усиливало пробуждение национального самосознания, стремление к осмыслению и сохранению своих исторических традиций и корней, что в основе своей и сводилось к тяге к святой Православной вере. И если даже у себя дома большинство из новых жителей области о церкви вспоминали разве что по великим праздникам, то здесь же это чувство сопричастности к ней особенно усилилось, что и явилось одной из причин возникновения крупнейшей волны борьбы верующих за свою церковь»*. 40 лет калининградцы не могли жить полноценной церковной жизнью, в области не было ни одного православного храма. Притесняемые и гонимые, молились небольшие общины на кладбищах и квартирах, а власти с гордостью объявляли Калининград самым атеистическим городом страны. Трудно пробивалась в сознании советских чиновников мысль о необходимости становления Православия на этой земле.
*Пантелеимон (Кутовой), еп. Этапы становления Православной Церкви в Калининградской области с 1945 года до наших дней. На основе архивных материалов. Калининград 1997. С. 11.
Наконец в 1985 году, как отмечалось в официальных документах: «в связи с многочисленными и систематическими обращениями православных верующих в местные и центральные советские органы», — было дано разрешение на регистрацию первой православной общины, она вошла в состав Смоленской епархии. Под омофором архиепископа Смоленского и Вяземского (нынешнего Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла (Гундяева) начала возрождаться духовная жизнь города и области.
Поначалу Богослужения велись в доме по Третьяковской улице. Но со временем небольшое помещение не смогло вмещать всех, кто приходил на архиерейские службы. Тогда для проведения Богослужений власти предложили часовню в глухом месте на кладбище. 4 сентября 1985 года Калининградский городской Совет народных депутатов, уступая настоятельным требованиям верующих, решил передать Православной Церкви то, что когда-то называлось Юдитен-кирха с прилежащей территорией для её восстановления и открытия в ней православного храма. Как вспоминал однажды (будучи ещё митрополитом Смоленским и Калининградским) патриарх Кирилл: «Когда я впервые приехал к этому месту, то о многом мне пришлось подумать. Как, какими силами, на какие средства восстановить все это!? Но, увидев горячую веру людей, их желание иметь храм, понял, что он будет воздвигнут».
Всего за полгода без государственной помощи и финансирования, только силами и средствами православной общины была возведена из руин церковь. 19 декабря 1986 года храм был освящен в честь самого почитаемого в России святого — святителя и чудотворца Николая Мирликийского, хотя работы по восстановлению храма продолжались еще 5 лет. Первым настоятелем храма (одновременно и первым священником Калининграда) был иерей Анатолий Колосов (ныне архимандрит Софроний). Вторым пастырем калининградцев (с 1987 г.) был иеромонах (впоследствии — игумен) Аркадий (Недосеков). Под его руководством и при непосредственном участии восстановление храма было доведено до конца.
В 1988 г. был расписан придел в честь Всех Русских Святых. Роспись стен исполнили известные московские иконописцы Владимир Александров (Владимир Сидельников) и Виталий Олегович Шумилов (ныне протоиерей Виталий). Эту роспись Владимир Александров считает лучшей своей работой. Помимо росписи стен, в 1989 году, данными иконописцами были написаны иконы «Деисус» для иконостаса придела*.
*Подробно см.: Роспись придела Всех Русских Святых.
В 1993 г. интерьер Свято-Никольского собора был украшен резными изделиями из дерева в готическом стиле. Горнее место и сопрестолие, иконостас отделяющий алтарь от храма, иконные киоты и панели во всем пространстве храма были изготовлены смоленскими мастерами (г. Софоново, Смоленской области). Роспись иконостаса и горнего места исполнена местными иконописцами Николаем Байкиным и Алексеем Новиковым. Большие старинные иконы храма были привезены из Смоленска как дар смоленских церквей.
В 2005 г. в главном алтаре Свято-Никольского собора были установлены мраморные престол и жертвенник.
Свято-Никольский женский монастырь.
С самого начала среди православных калининградцев были люди, желающие всецело посвятить себя Богу. Так при Свято-Никольском храме в конце 80-х возникла небольшая монашеская община.
22 декабря 1999 года в истории Никольского храма совершился новый виток — Указом Святейшего Синода на его основе учрежден епархиальный женский монастырь — первый православный монастырь на послевоенной новой российской территории — Калининградской области. Первой его настоятельницей была монахиня Антонина (Макеева).
Таким образом, реконструированная Юдиттен-кирха обрела новую жизнь и новое духовное значение — стала первым православным храмом, открывшимся на Калининградской земле после 40 лет официального атеизма. А в настоящее время этот старейший храм несет ещё более глубокое духовное служение — является храмом действующего женского монастыря. Основной монастырь располагается ныне в поселке Изобильное (Полесский район), а Свято-Никольский храм служит подворьем монастыря, в котором около двадцати насельников во главе с настоятельницей (с 2009 г.) — игуменией Софией (Херхенредер).
Дом Пастора (нем. Pfarrhaus).
В доме (когда-то церковном) под Кёнигсбергом, по Юдиттен Кирхе-штраcсе (теперь Россия, г. Калининград, Октябрьский район, ул. Тенистая Аллея, жилой дом 39), 2 февраля 1700 г. у пастора кирхи Юдиттен (с 1697–1715) Кристофа Готтшеда родился сын Иоганн (нем. Johann Christoph Gottsched) — известный немецкий писатель и деятель культуры, критик, историк литературы и театра, поэт, теоретик раннего Просвещения, теоретик немецкого языка и литературы.
В кирхе Юдиттен сын пастора Иоганн Кристоф Готтшед принял крещение. А в 1714 г. начал учебу в Кёнигсберге. Изучал теологию и философию в Альбертине. В 1723 г. Иоганн стал магистром, а в 1734 г. — профессором Лейпцигского университета. Своим преподаванием и литературно-журналисткой деятельностью Готтшед содействовал развитию немецкой литературы, театра и риторики. Как писатель он занимает выдающееся место в истории развития немецкой литературы.
Умер Иоганн Кристоф Готтшед 12 декабря 1766 г. в Лейпциге (Германия).
Одна из улиц Кёнигсберга носила его имя – Готтшед-штраcсе (нем. Gottschedstraße). Сейчас это улица Сержанта Мишина.
Рядом с Юдиттен-кирхой (ныне Свято-Никольским собором, по ул. Тенистая Аллея 38) располагалась народная школа (здание сохранилось) носившая имя Иоганна Готтшеда — Готтшед-шуле (нем. Gottschedschule). С 1945 по 1948 год в ней учились оставшиеся в городе немецкие дети, для которых преподавание велось на немецком языке. В 1950-1957 годы здесь была школа № 6, потом управление подготовки кадров Октябрьского района, с 1997 г. — школа № 54, а с 2010 г. одно из зданий школы № 19.
Пасторы кирхи Юдиттен с 1533 по 1948 гг.
Johann Cramer, до1533 г.
Johann NN., до1534 г.
Wenceslaus Jencker, до 1535 г.
Paul Cosninck, до1554 г.
Michael Schönwaldt, с1570 г.
Urban Meyer, 1574-1619 гг.
Rüdiger Jacob, 1612-1620 гг.
Joachim Neresius, 1620 г.
Heinrich Haltermann, с1621 г.
Jacob Stanislai, 1630-1638 гг.
Johann Settegast, 1638-1643 гг.
Christoph Rhode, 1643-1663 гг.
Simon Böhm, 1663-1682 гг.
Christoph Schultz, 1682-1692 гг.
Johann Lemcke, 1692-1697
Christoph Gottsched, 1697-1715.
Johann Meyer, 1715-1737 гг.
Johann Gottlieb Sier, 1738-1749 гг.
Georg Wilhelm Augar, 1750-1798 гг.
Theodor Stein, 1798-1810 гг.
Dietrich Gottfried Niedt, 1810-1842 гг.
Wilhelm Theodor A.G. Buchholz, 1842-1848 гг.
Ernst Ludwig Storch, 1848-1872 гг.
Louis Friedrich Wilhelm Tackmann, 1872-1893 гг.
Louis Richard Otto Fünfstück, 1893-1924 гг.
Gerhard Lawin, 1924-1945 гг.
Horst Voßköhler, 1938-1939 гг.
Albert Podschun, 1940-1945 гг.
Kurt Flack, 1945-1948 гг.
Кладбище Юдиттен.
Рядом с кирхой Юдиттен располагалось старейшее немецкое кладбище, частично сохранившееся до наших дней.
На территории кладбища у стен Юдиттен-кирхи в 1943 г. нашел успокоение известный кёнигсбергский скульптор Станислав Кауэр (1867-1943), профессор и руководитель мастерской скульптуры Кёнигсбергской академии художеств, автор скульптуры Фридриха Шиллера (возле Калининградского драматического театра), фонтана «Путти» (на территории Музея Мирового океана) и других произведений. Надгробный памятник был выполнен самим Кауэром в 1938 г., но до наших дней могила не сохранилась.
В притворе храма, между башней и нефом, служившем фамильной усыпальницей (нем. Familiengruft) семьи Рёдер (нем. Röder) в 1743 году похоронен комендант Кёнигсберга — фельдмаршал* Эрхард фон Рёдер (1665-1743).
*Фельдмаршал (нем. Feldmarchall) — высшее воинское звание в армиях некоторых государств.
В 1768 г. (скорее всего под алтарем храма), похоронен прусский военный деятель Иоганн фон Левальд (1685-1768), генерал-губернатор Восточной Пруссии (1748-1757, 1762-1768), генерал-фельдмаршал (1751), генерал-губернатор Берлина (1759-1762), командующий прусскими войсками в сражении при Гросс-Егерсдорфе. Рядом с ним покоится его супруга (с 1769 года).
Как утверждают очевидцы, кладбище было обширным, простиралось до ближайшего здания школы № 19, захоронений было много. Вскоре после войны могилы были вскрыты и расхищены вандалами.
Когда территорию передали Православной Церкви, все найденные на поверхности человеческие останки были перезахоронены. Над общей могилой был установлен крест и сделано ограждение. Обнаруженные в относительной сохранности старинные надгробные плиты были по возможности отреставрированы и установлены у северной стены храма.
22 июня 2001 года на территории парка-кладбища Свято-Никольского монастыря была образована братская могила 36 воинов Красной Армии в результате захоронения останков, найденных членами Калининградской региональной историко-патриотической общественной организации «Поиск» (руководитель Н.Д. Гуцал). Памятник на могиле воинов павших при взятии Кёнигсберга в апреле 1945 года был установлен в 2005 году. В центре площадки православный крест из черного мрамора. Перед ним плита с высеченными именами погибших*.
9 мая 2013 года южнее первой братской могилы были захоронены останки 49 воинов, эксгумированных из района Бальги.
2 мая 2015 года южнее второй братской могилы были захоронены останки 14 воинов, эксгумированных в Краснознаменском районе.
8 октября 2016 года рядом с существующими братскими могилами была образована четвертая братская могила, в которой с соблюдением церковных традиций и воинских почестей было похоронено 22 воина (12 воинов I Мировой войны и 10 воинов II Мировой войны).
*Подробно см.: http://www.prussia39.ru/.
Список захороненных (увековеченных) воинов в первой братской могиле.
Гвардеец старший лейтенант Рассохин Константин Георгиевич (1908-17(19).04.1945) — 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец старший лейтенант Селезнев Иван Михайлович (1911-17(19).04.1945) — 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец лейтенант Смирнов Сергей Николаевич (1902-13.04.1945) — 1341-й стрелковый полк; 319-я стрелковая Двинская Краснознаменная дивизия.
Лейтенант Жальцанов Цибень Жальцанович (1918-17.04.1945) — 329-й стрелковый полк; 70-я стрелковая Верхнеднепровская ордена Суворова дивизия.
Гвардеец младший лейтенант Шахмаев Александр Степанович (1920-13(19).04.1945) — 262-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец красноармеец Ключников Сергей Петрович (увековечен как гв. ефрейтор Ключников С.Т.) (1923-26.04.1945) — 120-й гвардейский отдельный батальон связи; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Ефрейтор Калашкин П.Т. (19.4.1945).
Гвардеец ефрейтор Лобачев Ефим Семенович (1900-17.04.1945) — 192-й гвардейский артиллерийский полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия (Увековечен на данной плите ошибочно. На самом деле захоронен в другой братской могиле, по адресу: Калининградская область, Светловский городской округ, п. Взморье, ул. Советская).
Гвардеец красноармеец Зинченко Иван Николаевич (увековечен как рядовой Зайченко И.П. (1916-17(20).04.1945) — 262-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Младший сержант Коротковский Данил Романович (увековечен как рядовой Коротовский Д.Р.) (1919-16(20).04.1945) — 1336-й стрелковый Кенигсбергский полк; 319-я стрелковая Двинская Краснознаменная дивизия.
Рядовой Костенко И.З. (20.04.1945).
Гвардеец красноармеец Ловкин Василий Михайлович (увековечен как рядовой Лавкин В.М.) (1924-17.04.1945) — 91-й гвардейский стрелковый полк; 33-я гвардейская стрелковая Севастопольская Краснознаменная ордена Суворова дивизия.
Гвардеец красноармеец Мамонов Иван Михайлович (увековечен как рядовой Мамонов И.Н.) (1917-15(20).04.1945) — 71-й гвардейский стрелковый Краснознамённый ордена Кутузова полк; 24-я гвардейская стрелковая Евпаторийская Краснознамённая дивизия.
Гвардеец красноармеец Марушенко Алексей Саввич (1926-16(20).04.1945) — 71-й гвардейский стрелковый Краснознамённый ордена Кутузова полк; 24-я гвардейская стрелковая Евпаторийская Краснознамённая дивизия.
Гвардеец красноармеец Мельник Иван Сидорович (1898-14(20).04.1945) — 262-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Красноармеец Миногин Фома Иванович (увековечен как рядовой Менагин Ф.И.) (1914-14(20).04.1945) — 87-й стрелковый Карельский Краснознаменный полк; 26-я стрелковая Сталинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия.
Гвардеец старшина Олиховик (Олиховин) Василий Антонович (увековечен как рядовой Олихавин В.С.) (1925-15(20).04.1945) — 264-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Рядовой Ошгалаев Х. — 20.04.1945.
Гвардеец младший сержант Польсман Яков Соломонович (увековечен как рядовой Польсман Я.С.) (1905-13(20).04.1945) — 262-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец красноармеец Помалуйко (Помилуйко) Михаил Петрович (увековечен как рядовой Помилуйка М.К.) (1926-14(20).04.1945) — 5-й гв. пушечный артиллерийский Краснознаменный полк; 2-я гвардейская артиллерийская Перекопская Краснознаменная ордена Суворова дивизия прорыва РГК.
Рядовой Попов М.И. — 20.04.1945.
Гвардеец красноармеец Сарацкий Эммануил Ильич (увековечен как рядовой Саратский З.И.) (1903-15.04.1945) — 88-й гвардейский стрелковый полк; 33-я гвардейская стрелковая Севастопольская Краснознаменная ордена Суворова дивизия.
Гвардеец красноармеец Смирнов Иван Дмитриевич (1908-13.04.1945) — 264-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец красноармеец Шалопинин Семен Матвеевич (увековечен как рядовой Шалопинин) (1908-13(19).04.1945) — 5-й гвардейский пушечный артиллерийский Краснознаменный полк; 2-я гвардейская артиллерийская Перекопская Краснознаменная ордена Суворова дивизия прорыва РГК.
Рядовой Ширитский А.А. – 04.1945.
Гвардеец красноармеец Клейжук (Клейжуп) Сатуволда (Сатувалда) (увековечен как рядовой Клейжут) (1897-13(20).04.1945) — 261-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец красноармеец Терешкин Роман Андреевич (увековечен как рядовой Терешкин Р.А.) (1904-17.04.1945) — 264-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Рядовой Яцук В.Н. — 20.04.1945.
Ефрейтор Костин Иван Иванович (увековечен как рядовой Костин И.И.) (1922-14.04.1945) — 688-й отдельный батальон связи; 54-й стрелковый корпус.
Младший сержант Ломинадзе Гиви Барнабович (увековечен как рядовой Ломинадзе Г.Б.) (1920-14.04.1945) — 688-й отдельный батальон связи; 54-й стрелковый корпус.
Гвардеец майор Торосян (Тарасян) Хачик Амбарцумович (Амбарсумович) (не увековечен) (1914-16.04.1945) — 262-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец лейтенант Стадник Павел Игнатьевич (ошибочно увековечен в Мемориальном комплексе на братской могиле советских воинов, по адресу: Калининградская область, г. Калининград, п. А. Космодемьянского, ул. Старшего сержанта Карташева) (1914-15.04.1945) — 262-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Лейтенант Карев Константин Васильевич (не увековечен) (1919-12.04.1945) — 182-я штурмовая Тильзитская орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия.
Гвардеец красноармеец Богданов Валентин Андреевич (не увековечен) (1925-17.04.1945) — 71-й гвардейский стрелковый Краснознамённый ордена Кутузова полк; 24-я гвардейская стрелковая Евпаторийская Краснознамённая дивизия.
Младший лейтенант Снегов Георгий Александрович (не увековечен) (1922-12.04.1945) — 182-я штурмовая Тильзитская орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия .
Гвардеец старший сержант Васильченко Николай Иванович (не увековечен) (1918-17.04.1945) — 262-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец красноармеец Борисевич Николай Иванович (не увековечен) (1918-15.04.1945) — 264-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Гвардеец красноармеец Булава Василий Павлович (ошибочно увековечен в Мемориальном комплексе на братской могиле советских воинов, по адресу: Калининградская область, г. Калининград, п. А. Космодемьянского, ул. Старшего сержанта Карташева) (1926-13.04.1945) — 51-й гвардейский отдельный саперный батальон; 13-й гвардейский стрелковый Кёнигсбергский корпус.
Ефрейтор Ажгалиев Хажан (Ошибочно увековечен на братской могиле советских воинов, по адресу: Калининградская область, г. Калининград, пр. Победы) (1896-09.04.1945) — 200-й отдельный инженерно-саперный ордена Александра Невского батальон; 28-я инженерно-саперная Тильзитская ордена Кутузова бригада.
Гвардеец красноармеец Гималдинов Загит Гимолдинович (Гимандинов) (не увековечен) (1923-13.04.1945) — 262-й гвардейский стрелковый полк; 87-я гвардейская стрелковая Перекопская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия.
Красноармеец Башинский Демьян Федорович (не увековечен) (1913-16.04.1945) — 560-й артиллерийский полк; 319-я стрелковая Двинская Краснознаменная дивизия.
Красноармеец Гусаков Семен Григорьевич (не увековечен) (1922-15.04.1945) — 15-й отдельный огнеметный батальон; 31-я армия.
Приходской (церковный) Лес в Юдиттене.
Ещё до середины XVIII столетия от ворот Кёнигсберга в этом направлении вплоть до города Фишхаузен (г. Приморск) простирался густой лес, служивший охотничьими угодьями курфюрстов (князей) и королей. Лес был полон дичью: оленями, кабанами и лосями. Различные участки этого леса имели разные названия. Так вот, зелёная территория к северу от кирхи Юдиттен ещё в середине XIX столетия была городским лесом, который назывался Пфарвайд (нем. Pfarrwald – Приходской Лес) и составлял 20,632 га. В лесу располагался парк. В память о рано умершей (1776-1810), но покорившей сердца кёнигсбергцев королеве Луизе парк назывался «Луизенталь» (нем. Luisenthal– Долина Луизы).
В этом лесу по выходным и праздникам всегда было много гуляющих горожан, кроме того, именно здесь очень часто проводились городские праздники.
В связи с активной застройкой пригорода лес в Юдиттене оказался под угрозой и только благодаря целенаправленной деятельности городского чиновника (председателя городского совета в период с 1878 по 1913 гг.) Теодора Людвига Клеменса Кроне (нем. Tehodor Ludwig Glemens Krohne) лес был спасён от посягательств. После этих событий в честь спасителя исторической зелёной территории, почётного гражданина города, юдиттенский Приходской лесопарк получил название «Лесок Теодора Кроне» (нем. «Tehodor—Krohne—Waldchen»).
В 1898 году в юго-западной части городского леса был построен Пансионат для выздоравливающих инвалидов войны (нем. Kaiser-Wilhelm-Heimstätte für Genesende) в честь прусского короля (с 1861) и первого германского императора (с 1871) Вильгельма I Гогенцоллерна (1797 — 1888, короновался в кирхе Королевского замка в Кёнигсберге). Позднее приют находился под опекой германского императора и прусского короля (с 1888 по 1918) Вильгельма II Гогенцоллерна (1859-1941).
После Первой Мировой войны (1914-1919) — это был Дом ухода за престарелыми.
После Второй Мировой войны в здании справа (см. выше нижнее правое фото) был организован клуб. К нему была сделана пристройка в виде большой веранды, где проходили танцы. Впоследствии (в первой половине 1970-х), из-за ветхой электропроводки здание и пристройка сгорели.
В настоящее время здесь находится Областной противотуберкулезный диспансер (ул. Дубовая Аллея 5).
Вокзал Юдиттен и
конечная остановка трамвая.
Довоенный Кёнигсберг по праву мог бы называться не только городом мостов, но и городом вокзалов. Их было в городе больше десяти. Железные дороги шли из Кёнигсберга в разных направлениях — в центральную Германию, Польшу, Россию, Прибалтику. Первый железнодорожный вокзал был построен в 1853 году, — назывался Восточным вокзалом (нем. Ostbahnhof) и по тем временам считался лучшим в Европе. Рядом с кирхой Юдиттен, по правую от неё сторону, располагался железнодорожный вокзал Юдиттен (нем. Bahnhof von Juditten) ближнего следования по направлению Кёнигсберг — Пиллау (нем. Pillau, ныне г. Балтийск). Вокзал не сохранился. Место, где он находился, расположено ровно на середине моста по проспекту Победы напротив ул. Брусничной. Рельсы там лежат до сих пор и поезда там продолжают ходить.
В мае 1895 года на кёнигсбергские улицы вышли первые трамваи. В сентябре 1900 года открылось трамвайное движение от Амалиенау до Юдиттена. Рядом с кирхой Юдиттен находилась конечная остановка трамвая № 12. С 1930-го года его заменил маршрут № 7. А с 1947 г. до 23 февраля 2001 г. на этом месте было разворотное кольцо трамвая № 1.
——-
Просмотры (19682)