Литургия оглашенных.

   

Литургия оглашенных (ВИДЕО).

 

Литургия оглашенных.

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в её составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих учительный, огласительный характер. Иногда её называют Литургией слова.

 

В Древней Церкви во время совершения этой части Литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые, катехумены), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия.

 

Святая Церковь вспоминает в это время жизнь Иисуса в мире посреди людей, которых огласил Он словом истины; напоминает молящимся о благодеяниях Божиих людям и, испрашивая им милости Божией, приготовляет верных к достойному, молитвенному участию при совершении Святой Евхаристии.

 

Чинопоследование Литургии оглашенных.

После отпуста проскомидии и каждения, священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершают троекратное (в честь Святой Троицы) поклонение перед ним. Далее священник, подняв руки вверх, а диакон, держа в правой руке орарь, воссылают молитву Пресвятому Духу о ниспослании им благодати: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…» (один раз) — и прославляют Господа ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды). И наконец, испрашивают у Господа помощи и силы для достойного совершения Божественной службы: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

 

Затем священник целует Евангелие, диакон целует престол, и, наклонив главу пред священником, держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: «Время сотворити Господеви. Владыко, благослови». Слова «Время сотворити Господеви» — это не сигнала к началу службы и не напоминание об удобном для совершения Таинства времени («настало время для служения Господу»). Эти слова являются цитатой из псалма (Пс.118:126) и означают «Время Господу действовать», наше время приостанавливается, наступает время Таинства, когда действовать будет Бог. Время Царствия Божия входит теперь во время земного мира, чтобы возвести нас на Небо и явить Церковь как Тело Христово и храм Святого Духа. Таким образом исповедуется вера в то, что совершителем Литургии является Сам Господь, Который действует посредством священнослужителей, как говорит свят. Феофан Затворник: «Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая дары… Действующая же сила от Господа исходит».

 

Диакон выходит из алтаря северными дверями и став против царских врат на амвоне, поднимает руку с орарем и громко возглашает: «Благослови, владыко». Эти слова относятся и к Господу, и к архиерею, и к священнику служащему службу.

 

Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

 

Во дни земной жизни Иисуса большинство молитв начинали благословляя имя Божие. Нередко молитвы назывались просто «благословениями», по-еврейски [берахот]. Точно так же и все христианские чинопоследования открываются возгласом священника благословляющим или прославляющим Бога.

 

Слова с которых Иисус начал Свою проповедь: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Царство Божие это сфера где присутствует Бог в высшей степени, где исполняется Его святая воля. Именно это и называется в устах Иисуса «Евангелием», т.е. «Благой вестью». Отсюда вся Литургия совершается под знаком наступления Царства Божьего. Как говорит свят. Иоанн Златоуст: «Уже первые слова Божественной литургии говорят нам о том, что место, куда мы входим, чтобы принести словесную службу, — благословенное Царство Святой Троицы».

 

Начальный возглас Литургии и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии.

 

Хор поет: «Аминь» — что означает «да будет так». Этим словом завершают каждую молитву выражая участие и согласие каждого верующего в едином священнодействии Церкви. Богослужение в храме совершается не только священно и церковно служителями, но всеми присутствующими: все чинопоследования совершаются священником при участии народа, вместе с народом и с согласия народа.

 

Далее диакон, стоя на амвоне, лицом к царским вратам, изображая собой ангела, побудителя людей к моленьям, подняв правой рукой орарь, – подобие ангельского крыла, произносит мирную ектению: «Миром Господу помолимся».

 

Слово «ектения» (ектенья) происходит от греч. глагола [эктино] – «протягиваю», или от греч. наречия [эктенос] – «усердно». «Ектения» буквально — «протяжное или усердное моление». У греков так называется только «сугубая ектиния» (ектения же вообще называется у них [синапти] – «составная (молитва)» или «сборные (прошения)»). Термин «ектения» очень древний, он встречается уже на рубеже I и II веков, например, у свят. Климента Римского.

 

Ектения — это общее моление на церковных Богослужениях, когда диакон или священник призывает всех присутствующих молиться, указывает предметы её (т.е. предлагает темы для молитв) и возглашает молитвенные прошения, а хор от лица всех молящихся после каждого возгласа в ответ поет: «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» и «Аминь». Ответные слова хора в литургике называются «аккламациями» (лат. acclamatio — «крик, восклицание» — принятие или отклонение чего-либо на основе реакции участников). Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.

 

Наиболее употребительных ектений пять:

 

Великая или мирная ектения, — самая длинная по содержанию, потому и называется  «великой». Главным её содержанием является молитва о мире всего мира, поэтому она именуется «мирною». Начинается словами: «Миром Господу помолимся».

 

Малая ектения  — представляет собой сокращение великой ектении. Начинается словами: «Паки и паки миром Господу помолимся!».

 

Сугубая ектения — т.е. усиленная, потому что на каждое прошение сугубой ектении, хор отвечает троекратным «Господи, помилуй!». Сугубая ектения начинается словами: «Рцем вси…» (с первого прошения) или «Помилуй нас, Боже» (с третьего прошения).

 

Просительная ектения — начинается словами: «Исполним (т.е. совершим, доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви» (Господу). Каждое из прошений просительной ектении оканчивается словами: «…у Господа просим», а после каждого прошения, кроме первых двух, хор поет: «Подай, Господи!»

 

Заупокойная ектения – это ектения об усопших.

 

Есть и другие виды ектений, напр., ектения об оглашенных.

 

Великая ектения состоит из 10 прошений или отделов.

 

1. Миром Господу помолимся.

Этими словами верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, то есть примирившись друг с другом, простив взаимные обиды (Мф.5:23-24).

 

2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

 «Мир свышний» – это мир земли с Небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектений.

 

3. О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

В третьем прошении мы молимся о согласной и дружной жизни между людьми на земле, о спокойствии и благополучии Церкви, о мире, согласии, гармонии всей вселенной, что бы Бог был во всем (1 Кор.15:28).

 

4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.

Молимся о том, чтобы Бог, не отступал никогда от нашего храма Своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Молимся о тех, кто с верою, благоговение и страхом Божиим посещает храм.

 

5. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.

Здесь мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их, потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях.

 

6. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа даровать все необходимое для нашей земной жизни: чистый воздух и благоприятную погоду; изобилие всех плодов земных, а также мирного времени.

 

7. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.

В этом прошении мы молимся о находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), о болящих и страждущих (то есть прикованных к одру болезнью), о находящихся в плену.

 

8. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, наказания и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

 

9. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

В этом прошении мы молим Господа оградить (защитить) нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

 

10. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Святая Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

 

После прошения «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…» священник в пол голоса или просебя читает молитву (поэтому хор обычно поет медленно «Тебе, Господи») в которой просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся в нем, исполнил их Своих щедрот и милостей: «Господи Боже наш, Его же держава несказанна и слава непостижима, Его же милость безмерна и человеколюбие неизреченно, Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя».

 

Молитва первого антифона и великая ектения заканчиваются возгласом священника которым он прославляет Пресвятую Троицу: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь».

 

После великой ектении поются антифоны. Антифо́н (греч. [антифонос] — звучащий в ответ; откликающийся, вторящий, противогласник) в православном Богослужении так называется песнопение, исполняемое антифонно, т.е. попеременно двумя хорами. Антифонное пение применялось в ветхозаветном храмовом Богослужении. В христианское Богослужение антифонное пение было введено св. Игнатием Антиохийским (†107), которое, по его словам, символически передаёт пение ангелов, прославляющих Бога.

 

На Литургии первым и вторым антифоном обычно служат благодарственные псалмы 102 и 145, между которыми вставляется малая ектения.

 

«Благослови, душе моя, Господа.

Благословен еси, Господи.

Благослови, душе моя, Господа,

и вся внутренняя моя Имя святое Его.

Благослови, душе моя, Господа

и не забывай всех воздаяний Его…» Пс. 102.

 

Благодарственная молитва — самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а — переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, — за все это благодарит человек. Мы слишком часто сосредоточены на темных сторонах жизни и забываем о том добром, что дано нам в этом мире; и слова библейских антифонов напоминают нам о благодарности Богу.

 

По окончании пения антифона диакон или священник произносит малую ектению: «Паки и паки (т. е.  «еще и еще» или «вновь и вновь») миром Господу помолимся». Выражение «Паки и паки», характеризующее малую ектению, встречается уже в IV веке в «Апостольких Постановлениях».

 

Во время произнесения малой ектении священник читает молитву второго антифона в которой просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь. «Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя». И восклицает: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава: Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков». Далее хор поет второй антифон.

 

«Хвали, душе моя, Господа.

Восхвалю Господа в животе моем;

пою Богу моему, дондеже есмь…» Пс. 145.

 

Тотчас же после второго антифона поется песнь «Единородный Сыне», сложенная в VI веке, в эпоху последних Вселенских Соборов, утвердивших тайну двуединой природы Христа как Богочеловека. Существует устойчивое мнение, что гимн написал около 536 года византийский император Юстиниан (он также построил храм Святой Софии в Константинополе). Этот гимн напоминает Символ Веры. В нем кратко и ясно выражает православное учение о Святой Троице, о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения.

 

По-русски гимн заучит так: «Ты Единственный, Бессмертный Сын Божий. Пожелал ради нашего спасения воплотиться от святой Богородицы и вечной Девы Марии. Ты, будучи Богом, стал еще и Человеком без изменения природ. Распят был на кресте и смертью смерть победил. Ты, Один из Святой Троицы, одинаковой славы с Отцом и Святым Духом. Молимся Тебе, спаси нас».

 

По окончании пения второго антифона и «Единородный Сыне…» диакон произносит вторую малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся…», и заходит в алтарь южными дверьми. А священник читает молитву третьего антифона, которая напоминает об обетовании Спасителя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). В этой молитве священник просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной: «Иже общыя сия, и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема, или трем, согласующымся о имени Твоем, прошения подати обещавый: сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя. Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков».

 

Далее поются «Блаженны» — третий антифон. Он начинается словами исповедания благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас Господи» (Лк.23:42). Затем поются евангельские «обетования блаженств» (Мф.5:3-12), которые обещают вход в Царство Божие всем, кто презрел гордыню мира, его вражду, неправду, нечистоту. Этими обетованиями начинается Нагорная проповедь Спасителя, она представляет собой квинтэссенцию нравственного учения Христа и обращенна к нищим духом, алчущим правды, чистым сердцем, миротворцам, гонимым за истину… Христос называет их «блаженными», то есть обретшими высшую радость, высшее счастье.

 

При пении третьего антифона начинается Вход с Евангелием, или Малый вход: открываются царские врата как бы врата самого Царствия Небесного и выноситься Евангелие. В раннехристианской Церкви Литургия оглашенных совершалась не в алтаре, а в середине храма. Здесь, а не перед царскими вратами, располагался амвон. Во время пения псалмов народ и священнослужители стояли в притворе. Затем на пении «Единородный Сыне» они входили в храм. А далее, из диаконника (сосудахранилища, ризницы — комнаты где в древние времена хранилось Евангелие и другие Богослужебные книги, а также священные сосуды и облачения, поскольку все это в древности представляло собой немалую ценность) на середину храма выносилось Евангелие. Но поскольку в последние века Евангелие уже постоянно находится в алтаре на престоле, то Вход с Евангелием совершается иначе. Священник и диакон, стоящие перед престолом, совершают троекратное поклонение, священник целует Евангелие, а диакон — престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны, проходят через горнее место и выходят на солею северной дверью, в предношении свещеносцем свечи.

 

Диакон несет Евангелие обеими руками. Став на амвоне, оба священнослужителя преклоняют главы, и диакон тихо произносит: «Господу помолимся», а священник читает про себя молитву входа: «Владыко Господи, Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эта молитва называется «молитвой входа» поскольку произноситься во время Входа с Евангелием. В ней священник излагает просьбу Богу, чтобы с нами в храм вошли Ангелы. В молитве входа, как и во многих других молитвах и песнопениях Литургии, отразилось представление о том, что Небесные Силы участвуют в совершении Литургии. Это представление выражено в словах Иоанна Златоуста: «Когда уготована таинственная трапеза, когда закалается за тебя Агнец Божий, когда за тебя подвизается священник, когда духовный огонь истекает от пречистой трапезы, тогда предстоят Херувимы, летают Серафимы, шестикрылые закрывают свои липа, все бестелесные силы молят за тебя вместе с иереем, духовный огонь снисходит с неба, от пречистого ребра изливается в чашу Кровь в твое очищение…». Это представление нашло отражение и в изобразительном искусстве: на фресках некоторых византийских храмов Василий Великий изображался совершающим Литургию в сослужении Ангелов. Таким образом, Литургия является священнодействием космического масштаба не только потому, что содержание молитв обнимает земную и духовную жизнь людей во всех ее проявлениях, но и потому, что Литургия соединяет мир дольний с миром горним, Ангелов с людьми.

 

По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и указывая правой рукой на открытые царские врата, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник, благословляя, произносит: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков». Под «святыми» здесь могут пониматься священнослужители, входящие в алтарь, а в расширительном смысле — вся церковная община, включая Ангелов и святых, незримо присутствующих в храме. Однако греческий оригинал допускает и другой перевод: «благословен вход во святилище», т.е. в алтарь. После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие.

 

По окончании пения антифона диакон, стоя впереди священника пред открытыми царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест и громко произносит: «Премудрость, прости». Слово «премудрость» указывает на то, что Сын Божий, Слово Божие, Божия Премудрость — открылся миру, чрез Евангелие. Кстати, по этой же причине на царских вратах принято изображать евангелистов (о Христе, о наступлении Царства Небесного мы узнали от них). «Прости» — встаньте, стойте прямо! — призывает сидящих подняться, а небрежно стоящих — выпрямиться (в Древней Церкви, а в Греческой и поныне, на Богослужебных собраниях принято сидеть). В это время на Литургии происходит нечто важное, и мы призываемся не отвликаться, дабы не пропустить этот момент.

 

Видимым образом и символом Христа является Евангелие, которое в Православной Церкви воспринимается не только как книга для чтения, но и как объект Богослужебного культа: Евангелие в храме не только читают, ему поклоняются, его выносят на середину, его целуют. Вход с Евангелием служит изображением выхода Господа Иисуса Христа на проповедь: исходит Он тесной северной дверью, как бы еще неузнанный или как некоторые полагают, потому что пришел на землю не в славе царской, а в образе раба, скрыв Божественную славу Свою. Перед священнослужителем с Евангелием идет алтарник со свечей, освящая путь, как бы приуготавляя его – что символически изображает служение Иоанна Крестителя. В это время от лица молящихся хор воспевает: «Придите, поклонимся и припадем ко Христу! Спаси нас, Сыне Божий, Тебе поющих: Аллилуия!». Словами: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» вся Церковь приветствует явление Иисуса. Древнееврейское слове «аллилуия» означает: «Господь идет, хвалите Господа». Аллилуйя поется тогда, когда Сам Господь исходит к народу в образе Евангелия или святых Даров. Также «Аллилуйя» поется когда речь идет о Втором пришествии Христовом, напр., во время Панихиды.

 

В это время диакон входят в алтарь и кладет Евангелие на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к народу и благословляет его, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол. Хор поет тропари и кондаки.

 

Церемония перенесения священной книги получила наименование Входа с Евангелием, или Малого входа, в отличие от другого, более позднего входа, называемого Великим входом, имеющим место на Литургии верных, когда совершается перенесение Честных Даров с жертвенника на престол.

 

Кондак и тропарь (этимология этих двух слов не известна) — это песнопения, кратко и образно выражающие сущность праздника или жизни святого. Таким образом в это время вспоминается церковная история – святые и события поминаемые в этот день.

 

По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый, принял её и от наших уст, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телеса и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни. «Боже Святый, иже во святых почиваяй, иже Трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый, и от всякия Небесныя силы покланяемый, иже от небытия во еже быти приведый всяческая, создавый человека по образу Твоему и по подобию и всяким Твоим дарованием украсивый, даяй просящему премудрость и разум и не презираяй согрешающего, но полагаяй на спасение покаяние, сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою Святаго Твоего Жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие приносити, Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша душы и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших, яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».  В Древней Церкви все тайные молитвы читались священником вслух, их слышал весь молящийся в храме народ. «Тайными» эти молитвы назывались не потому, что были тайной от кого то в храме, а потому что выражали глубокое догматическое содержание Таинства.

 

Когда певцы оканчивают пение тропарей и кондаков, диакон возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны». Диакон, поворачиваясь к молящимся в храме и поводя орарем, громогласно заканчивает: «И во веки веков!». Первоначально это возглашение адресовалось православному императору. Это цитата из 19-го псалма «Господи, спаси царя и услыши ны». Царь и его семья, преимущественно, назывались «благочестивыми» (напр., «Благочестивый Государь Император…»). И только на них (если они присутствовали в храме) указывал диакон рукой. Сейчас это возглас понимается иначе, — как торжественное чествование благочестивых христианах.

 

Далее диакон отходит от царских врат и становится рядом с священником, с правой стороны его, около престола. Хор поет: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды). Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов и херувимов в видениях пророка Исаии и апостола Иоанна: «Свят, Свят, Свят Господь…» (Ис.6:3; Отк.4:8) и стиха Псалма: «к Богу крепкому, живому» (Пс.41:3). Она снова напоминает о присутствии за Богослужением Ангелов. Существует древнее предание, о котором говорит преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», согласно которому в 438 году в Константинополе за 20 дней до Пасхи около 3 часов дня во время сильного землетрясения когда народ на улицах с крестными ходами и общественными Богослужениями возносил покаянные молебствия о спасении, какой-то мальчик, присутствовавший в толпе, был неожиданно поднят на небо и услышал пение ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Когда мальчик спустился на землю и рассказал о чуде, тотчас все вместе с патриархом Проклом начали петь Трисвятое, прибавив к нему «помилуй нас», после чего землетрясение тут же прекратилось. В знак чудесного избавления императрица Пульхерия и её брат император Феодосий Младший императорским указом ввели употребление Трисвятого при Богослужении, и это постановление торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года.

 

В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». Этот стих вместе с «аллилуиа» поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни. Крещение совершалось в специальном отделении храма (баптистерии), откуда новокрещеные в белых одеждах торжественной процессией, с пением «Елицы», следовали в храм для участия в Литургии.

 

Во время пения хором Трисвятого священнослужители также читают его трижды, благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред престолом, после чего диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: «Повели, владыко»; целует престол и отходит через южную (правую) сторону престола к горнему месту, становясь там лицом к молящимся. Священник также целует престол и отходит к горнему месту, произнося: «Благословен Грядый во имя Господне». Горнее место, т.е. «Небесное место» это место за престолом в восточной части алтаря, где стоят сидалища предназначенные для апостолов и их преемников т.е. священнослужителей («И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы». Отк.4:4 – это представители ветхозаветного и новозаветного народа Божия (12 колен Израиля и 12 «колен» апостольских). То, что они сидят на престолах и носят золотые венцы свидетельствует о том, что они обладают властью, но власть им дана от Сидящего на Престоле, т.е. от Бога, т.к. далее венцы свои они снимают и полагают перед Престолом Божиим Отк.4:10).

 

Затем диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, горний престол». Священник, благословляя горнее место, говорит: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков». И становится с южной стороны престола также лицом к молящимся.

 

В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола и идет в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей (посвященный в стихарь читает Апостол перед амвоном, иной чтец — за аналоем с праздничной иконой).

 

Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями: «Вонмем» — будем внимательны. Этот возглас встречался в литургических памятниках с IV века.

 

Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: «Мир всем» — это необходимое условие для слушания слова Божия. Чтец: «И духови твоему» (то есть: «и тебе также мы желаем мира»). Согласно Священному Писанию, Иисус и Его апостолы, находясь среди людей, всегда обращались к ним с этим приветствием (Мф.10:12; Лк.24:36; Ин.20:19, 21, 26; 1Пет.5:14; 2Пет.1:2; 3Ин.1:14; Рим.1:7; 1Кор.1:3; 2Кор.1:2; Гал.1:3; Еф.1:2; 2:17; 6:23 и т.д.). «Мир вам» — по-еврейски [шалом алейхем], по-гречески [ирини имин]), по-арабски [ас-саляму алейкум] — было восточным пожеланием-приветствием, означавшим благие намерения и дружеское расположение произносившего эти слова. Возглас «Мир всем» перед чтением Апостола и Евангелия символизирует приветствие Самого Иисуса Христа и Его апостолов, а чтение Апостола и Евангелия изображает проповедь Иисуса и Его апостолов, Их духовное наставление людям.

 

Далее диакон произносит: «Премудрость», т.е. будем внимательны, ибо следуемое чтение – Божественная премудрость. Возглас «Премудрость» сравнительно поздний, встречается в памятниках VIII-X веков. После этого возгласа следует чтение прокимна.

 

Прокимном (с греч. – предлежащий, предшествующий) называется краткий стих, взятый обычно из стихов псалма, который чтец или диакон трёхратно возглашает перед чтению Священного Писания, а хор вторит ему. Прокимен соответствует суточному или праздничному Богослужению; он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника. В IV — V вв. прокимном являлся целый псалом, который респонсорно (попеременно) пелся чтецом и хором перед чтением Писания. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий — из пяти строф.

 

После пения прокимна диакон возглашает: «Премудрость». Чтец называет то Послание отрывок из которого будет читаться (напр., «К Римлянам Послания святаго апостола Павла чтение»). Диакон говорит: «Вонмем». Чтец читает Апостол. Священное Писание на Богослужениях положено читать нараспев (речитативом), такое чтение Священных текстов существует в народе Божием с ветхозаветных времен.

 

Во время чтения Апостола совершается малое каждение. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святого Духа, которая сходит в сердце молящихся, с благоговением слушающих слово Божие. Нужно сказать, что в Древней Церкви каждение совершалось не во время чтения Апостола, а после, — во время пения «Аллилуйя», перед чтением Евангелия. В современной практике, каждение совершается во время чтения Апостола, поскольку современный стиль пения «Аллилуйя» не оставляет для каждения достаточного времени. Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный Апостолам по благодати учительства.

 

Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на Литургии поется «аллилуиарий» — аллилуйя со стихами из псалтири. Хвалебная песнь «Аллилуиа» прославляет Господа и возвещает приближение Его, идущего говорить народу устами Евангелия. Пение «прокимна» и «аллилуария» имеют своей целью достойным образом выделить чтение Благой Вести.

 

Во время пения аллилуария священник тайно читает молитву: «Возсияй в сердцах наших, человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще, Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Эта молитва, читаемая священником от лица общины, указывает на то, что для понимания смысла Евангелия нужно, чтобы Бог открыл в человеке духовные очи. Иными словами, правильное понимание Писания невозможно без содействия свыше.

 

После молитвы «Возсияй в сердцах наших…» и во время пения «Аллилуйя» диакон выносит Евангелие на амвон через царские врата для чтения. Амвон изображает гору, корабль, с которых Господь Иисус Христос проповедовал народу Свое Божественное учение, и камень при Гробе Господнем, с которого ангел благовестил мироносицам о Воскресении Христа. Книга Евангелия символизирует Самого Христа, для которого и поётся хвалебная песнь «Аллилуиа» («Господь идет, хвалите Господа»). Перед аналоем, на котором будет читаться Евангелие, ставится свеча (или по бокам аналоя становятся  свещеносцы со свечами). Зажженная свеча знаменует свет Евангельского учения.  Как пишет блаженный Иероним: «По всем церквам востока, когда следует читать Евангелие, возжигаются светильники, даже при свете солнечном, — конечно, не для прогнания темноты, но в знак радости… чтобы под образом света вещественного представлялся тот Свет, о котором в Псалтири читаем: «Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим» (Пс.118:105)». Диакон возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия)». Священник с горнего места благословляя рукой диакона, произносит: «Бог, молитвами святаго, славного, всехвального апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествущему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа». Диакон говорит: «Аминь», полагает Евангелие на аналой и раскрывает. Далее возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». «Прости» — указывающим на древний обычай слушать Евангелие стоя. В Древней Церкви сидеть было принято во время чтения Ветхого Завета и чтений из апостольских посланий, а также во время произнесения проповеди. Перед началом чтения Евангелия, однако, вся община вставала в знак уважения к Спасителю, Чьим словом является Евангелие.

 

Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: «Мир всем». На этот возглас народ устами хора отвечает: «И духови твоему». Диакон: «От Матфея Святаго Евангелия чтения» (или из другого евангелиста, — смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Священник: «Вонмем». Диакон читает Евангелие. Чтение Евангелия, как уже было сказано, изображает проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу.

 

Чтение Евангелие это кульминация Литургии оглашенных. Во время торжественной процессии Малого входа Евангелие проносилось перед взором присутствующих на Богослужении, возбуждая в них памятование о Слове Божием, пришедшем на землю, а теперь это памятование становится реальностью, когда священная книга раскрывается и во всеуслышание провозглашается Благая Весть.

 

Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: «Мир ти, благовествующему». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Далее обыкновенно в первоначальное время христиан было место проповеди; следовало изъясненье и толкованье прочитанного евангельского отрывка. В настоящее время проповедь обычно переносится на конец Литургии.

 

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению. Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

 

1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

«Рцем» — т.е. скажем, произнесем, от всей души и от всего помышления нашего. Далее поясняется, что именно скажем.

 

2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.

 

3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

 Помилуй нас, Боже, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.

 

4. Еще молимся о господине и отце нашем святейшем патриархе (имярек) и о господине нашем Высокопреосвященном митрополите (имярек), и всей во Христе братии нашей.

Во время этого прошения священник читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои: «Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб, и помилуй нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя низпосли на ны и на вся люди Твоя, чающыя от Тебе богатыя милости». Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон; неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

 

5. Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Это прошение почти прямая цитата слов апостола Павла из Послания к Тимофею: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:1-4).

 

6. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.

Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

 

7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.

 В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

 

8. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о православных Патриархах, обо  всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

 

9. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

«Плодоносящих» т. е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи. «Добродеющих» — производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме. «Труждающихся» — делающих какую-нибудь работу в храме, например, убирающих храм, читающих. «Поющих и предстоящих людех» — поющих, и о всех людях, находящихся в храме.

 

Далее обычно добавляется перечисление имен о здравии и спасении конкретных людей. Тут всякий из предстоящих припоминает всех близких своему сердцу.

 

Сугубая ектения заканчивается возгласом священника: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков».

 

К сугубой ектении может быть добавлена заупокойная ектения, содержащая поминовение усопших. Заупокойная ектения не была частью древней Литургии, поскольку Литургия воспринималась как праздничное Богослужение. Заупокойная ектения не печатается в чинопоследованиях Литургии Василия Великого, так как эта Литургия совершается только по особым праздникам. Согласно действующему церковному Уставу, заупокойная ектения не должна вставляться и в Литургию Иоанна Златоуста, совершаемую в праздники или воскресные дни; она может произноситься лишь на заупокойных Литургиях. В греческой богослужебной практике эта ектения отсутствует. В Русской Церкви, напротив, в тех приходах, где Литургия не совершается ежедневно, заупокойная ектения добавляется к Литургии даже по воскресным дням, чтобы верующие могли помянуть за Литургией своих близких, перешедших в мир иной.

 

После ектении об усопших царские врата закрываются, и может быть произнесена ектения об оглашенных, во время которой священник открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса.

 

Ектения об оглашенных:

1. Помолитеся, оглашеннии Господеви.

2. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.

3. Огласит их словом истины.

4. Открыет им Евангелие правды.

5. Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви.

6. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.

7. Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.

В это время священник читает молитву: «Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя призираяй (т. е. живущий на высоте и взирающий на смиренных), иже спасение роду человеческому низпославый единороднаго Сына Твоего и Бога Господа нашего Иисуса Христа, призри на рабы твоя (взгляни на рабов Твоих) оглашенныя, подклоньшыя Тебе своя выя (приклонивших свои шеи пред Тобою), и сподоби я во время благополучное бани пакибытия (и удостой их в благоприятное время купели новой жизни), оставления грехов и одежди нетления, соедини (присоедини) их святей Твоей, соборней и апостольстей Церкви и сопричти (причисли) их избранному Твоему стаду, да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое: Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков».

 

После ектении об оглашенных диакон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите!; елицы оглашеннии, изыдите….». Этот возглас призывает оглашенных покинуть храм. Открытая для всех часть Литургии заканчивается.

 

 

  Перейти на: Информация для прихожан

 

 

 

Просмотры (2400)