Священно- и церковнослужители.
Совершители Богослужения разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.
1. Священнослужители — лица, над которыми было совершенно таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они получили благодать Святого Духа совершать Таинства (епископы и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы).
2. Церковнослужители — лица, получившие благословение прислуживать в храме во время Богослужения (иподиаконы, алтарники, чтецы, певцы).
Священнослужители.
Священнослужители делятся на три степени: 1) епископы (архиереи); 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы.
1. Епископ — это высшая степень священства в Церкви. Епископ является приемником Апостолов, в том смысле, что он имеет те же полномочия в Церкви, что и апостолы Христовы. Он:
— предстоятель (возглавляющий) общества верующих;
— главный начальник над священниками, диаконами и всем церковным причтом своей епархии.
Епископ обладает всей полнотой священнодействия. Ему принадлежит право совершать все таинства. Напр., в отличие от священника он имеет право:
— рукополагать священников и диаконов, а несколько епископов (одному нельзя) возводить нового епископы. Согласно учению Церкви, апостольская благодать (т.е. дар священства), принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереев от самых апостольских времен, и таким образом в Церкви осуществляется благодатная преемственность;
— освящать миро для таинства Миропомазания;
— освящать антиминсы;
— освящать храмы (священник тоже может освящать храм, но только по благословению епископа).
Хотя все епископы равны по благодати, для сохранения единства и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах еще 34-м апостольским правилом некоторым из епископов дается право верховного надзора над другими. Отсюда среди епископов различают: патриарха, митрополита, архиепископа, и просто епископа.
Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется патриархом, то есть первым из епископов (с греческого patria — семья, племя, род, поколение; и arcwn — начинающий, начальствующий). Однако в целом ряде стран — Греция, Кипр, Польша и других, предстоятель Православной Церкви носит титул архиепископа. В Грузинской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви, Ассирийской Церкви, Киликийской и Албанской предстоятель носит титул – католикос (греч. [кафоликос] — вселенский, всеобщий, соборный). А в Римской и Александрийской (с древности) – папа.
Митрополит (с греч. столичный) – это глава крупной церковной области. Церковная область называется – епархия. Епархия (греч. область; то же, что лат. провинция) – это церковно-адменистративная единица. В Римско-католической Церкви епархии называются — диоцезами. Епархия разделена на благочиния, состоящие из некоторого количества приходов. Если епархию возглавляет митрополит, то её обычно именуют – митрополия. Титул митрополита является почетным званием (как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви), следующим после титула архиепископа, а отличительной частью облачения митрополита является белый клобук и зеленая мантия.
Архиепископ (греч. старший епископ). В Древней Церкви сан архиепископа был выше митрополичьего. Архиепископ управлял несколькими митрополиями, т.е. был главой крупной церковной области и митрополиты, управляющие митрополиями, были подчинены ему. В настоящее время в Русской Православной Церкви архиепископ это почетный титул, предшествующий еще более почетному сану митрополита.
Епископ, управляющий небольшой областью называется просто епископом (греч. [епископос] — надзирающий, надсматривающий, контролирующий; от [епи] — на, при; + [скопео] — смотрю).
Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными. Вика́рий (лат. vicarius — заместитель, наместник) — епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному архиерею.
2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры, от греч. [пресвиc] — старший; [пресвитерос] — старейшина, глава общины).
Среди священников различают белое духовенство — священники, не приносившие монашеских обетов; и чёрное духовенство — монахи, рукоположенные в священный сан.
Пресвитеры белого духовенства носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры. Пресвитеры черного духовенства носят название: иеромонахи, игумены и архимандриты.
Протоиерей (от греч. [протос иереис] — первый иерей) — звание, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.
Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером.
Иереи из монахов называются иеромонахами. Старшие из иеромонахов, которым обычно поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами.
Игумен (греч. [игуменос] — ведущий) — начальник, предводитель монахов. В древности, и в настоящее время во многих Поместных Церквах, игумен это начальник монастыря. Изначально игумен не обязательно был священником, позже его стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера. В ряде Поместных Церквей, звание игумен используется как иерархическая награда. В Русской Православной Церкви так было до 2011 года.
Архимандрит (греч. [архи] — бук. начальник, главный, старший; + [мандра] — овчарня, загон (место на выгоне или пастбище, огороженное изгородью, куда загоняют домашний скот, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки), т.е. в переносном смысле начальник духовных овец) — это начальник большого или важнейшего мужского монастыря. В древности так назывались лица, возглавлявшие несколько монастырей, напр., все монастыри епархии. В особых случаях это звание дается как иерархическая награда. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.
3. Третью степень священнослужителей составляют диаконы, в монашестве — иеродиаконы. Диаконы не совершают Таинств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. Старшие из диаконов в кафедральных соборах называются протодиаконами, а старшие из иеродиаконов в монастырях — архидиаконами. Эти звания означают, первенство чести, а не власти.
Церковнослужители.
Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся:
иподиаконы (то есть помощники диакона);
чтецы (псаломщики);
певцы (дьячки);
алтарники (свещеносцы или пономари).
Церковнослужители имеют право петь и читать за Богослужениями — всё, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме.
Виды Поместных Церквей.
Автокефа́льная Церковь (от греч. [автос] — сам + [кефали] — голова) — самостоятельная Православная Поместная Церковь, т.е. административно (канонически) полностью независимая от других Православных Поместных Церквей.
В настоящее время существуют 15 Автокефальных Церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской Православной Церкви, расположены в следующей иерархии чести:
Константинопольская Православная Церковь (более 2 млн чел.)
Александрийская (более 6,5 млн. чел.)
Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)
Иерусалимская (130 тыс. чел.)
Русская (50-100 млн чел.)
Грузинская (4 млн чел.)
Сербская (10 млн чел.)
Румынская (16 млн чел.)
Болгарская (около 8 млн чел.)
Кипрская (420 тыс. чел.)
Элладская (Греческая) (около 8 млн чел.)
Албанская (около 700 тыс. чел.)
Польская (500 тыс. чел.)
Чехословацкая (более 150 тыс. чел.)
Американская (около 1 млн чел.)
Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской.
Далее есть Автономная Церковь и Самоуправляемая Церковь.
Автономная Церковь (от греч. [автономия] — самозаконие) Поместная Православная Церковь входящая в состав Автокефальной Церкви, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной Автокефальной (иначе Кариархальной) Церкви в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии.
Зависимость Автономной Церкви от Кириархальной выражается в следующем:
— предстоятель Автономной Церкви поставляется предстоятелем Кириархальной Церкви;
— устав Автономной Церкви утверждается Кириархальной Церковью;
— Автономная Церковь получает от Кириархальной Церкви миро;
— имя предстоятеля Кириархальной Церкви возглашается во всех храмах Автономной Церкви перед именем её предстоятеля;
— предстоятель Автономной Церкви подсуден высшей судебной инстанции Кириархальной Церкви.
В настоящее время существует 5 Автономных Церквей:
Синайская (зависима от Иерусалимской)
Финская (зависима от Константинопольской)
Эстонская (зависима от Константинопольской)
Японская (зависима от Русской)
Китайская (до 9 января 2008 года зависела от Русской, теперь от Константинопольской)
Самоуправляемая Церковь – это как Автономная Церковь только более крупная и с более широким правом автономии.
Самоуправляемые в составе Русской Православной Церкви:
Русская Православная Церковь Заграницей
Латвийская
Молдавская
Украинская (Московского Патриархата) (с правами широкой автономии)
Эстонская (Московского Патриархата)
Белорусская (де-факто).
Самоуправляемые в составе Константинопольской Православной Церкви:
Западноевропейский экзархат русских приходов
Украинская Православная Церковь в Канаде
Украинская Православная Церковь в США.
Экзарха́т (от греч. [экзархос] — внешняя власть) в современном православии и католицизме восточных обрядов — особая административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной Церкви, либо специально созданная для окормления верующих данного обряда в особых условиях.
Перейти на: Информация для прихожан
Просмотры (7288)