Православный храм.

 

Определение храма.

Храм — это особое посвященное Богу здание (или помещение), предназначенное для совершения Богослужений, Таинств и религиозных обрядов. Храм Божий, по причине того, что в нём собираются христиане, называется также церковью, то есть тем же словом, которым именуется общество верующих в Иисуса Христа*. В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь (с находящимся там престолом), а то сооружение где алтаря нет, называется часовней. В иудаизме может быть только один Иерусалимский храм на всём земном шаре. Сегодня у иудеев официально нет храма, а синагога в иудаизме не является храмом и во многом сходна по культовым функциям с христианской часовней. В исламе традиционно отсутствует храм, у них нет таких богослужений, которые положено совершать только в храме. У них есть мечеть, они в ней собираются в определенное время для определенных молитв, но совершать эти молитвы необязательно в мечети, мусульманская мечеть во многом схожа по культовым функциям с иудейской синагогой и с христианской часовней.

 

*Когда о Церкви говорится, как о народе Божием, то это слово пишется с большой буквы, а когда как о храме, то с маленькой.

 

Иногда люди спрашивают: зачем Богу такие роскошные здания? Но ведь царь должен иметь дворец. Царь без дворца это не царь. И чем могущественнее царь, тем величественнее должен быть его дворец. Отсюда и желание верующих строить для Бога дворцы (величественные храмы) – они символизируют Его царскую власть на земле.

 

Богоугодность храма, его необходимость и значение.

Соорудить храм повелел Сам Бог: «Пусть сыны Израилевы построят для Меня святилище, и Я буду обитать среди них», — говорит Господь (Исх.25:8). В этих словах храм представлен как точка соприкосновения земли с Небом; как кусочек Неба на земле или островок Небесного Царства. Эти слова Господа говорят и о цели храма. Сказано не «Я буду обитать в нём», но «Я буду обитать среди них», то есть среди людей. Это означает, что храм нужен не Богу, а самим людям. Храм нужен не потому что Бог нуждается в жилище, а для освящения людей. Слава Божия проявляется не столько через сам храм, сколько через народ Божий в храме.

 

Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно посещал храм и учил народ относиться к храму с благоговением, как к дому Божию (напр., Мф.12:4; Мф.21:13), обличая тех, кто этого не делал (напр., изгнал торгующих из храма — Ин.2:13-16). Ведь там где молятся Богу, где исполняется Его святая воля — Он пребывает в высшей степени. Отсюда в храме особенно чувствуется благодать Божия и  даже есть разная степень «намоленности» храма – есть особенно благодатные храмы, как напр., Троице-Сергиева Лавра, Серафимо-Девеевский монастырь, Оптина пустынь и т.д.

 

Итак, храм это место особого Божественного присутствия. Поэтому христиане и стремятся посещать его. Если у человека действительно есть любовь к Богу, то естественно должно быть и желание быть к Нему ближе, а значит чаще приходить в Его дом. Отсюда храм, можно сказать, центр духовной жизни христианина. В нем совершается наше духовное рождение в таинстве Крещения (начало жизни в Боге) и духовное возрастание (еще бóльшее единение с Богом) через Исповедь и Евхаристию. Здесь мы получаем благословение на семейную жизнь (в таинстве Венчания), здесь же нас провожают в путь вечной жизни (в Погребении). И можно сказать, что если человек не ходит в храм, значит он – не христианин.

 

Название храма.

Всякий православный храм, являясь храмом Божиим, имеет свое особое название. Так, один из них называется храмом Воскресения Христова, другой — Успения Божией Матери, третий — святого Иоанна Предтечи, четвертый — святых апостолов Петра и Павла и т.д., то есть храмы построены и посвящены Богу в память о различных событиях (связанных с Богом) из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников Божиих. Этот священный обычай произошел от того, что в древности, во времена гонений на христиан, храмы устраивались на кладбищах (в катакомбах) в усыпальницах мучеников, а позднее строились большею частью на их гробах, коих именами они и назывались.

 

Нередко в одном и том же храмовом здании устраивается несколько алтарей. В таком случае один из них, центральный, называется главным алтарем, а другие — малыми. Храм получает своё название только от центрального престола.

 

Виды храмов.

Главный храм города или монастыря, да и просто большой храм именуются – собором, так как в особо торжественные дни для совершения Богослужения в нем собирается множество народа (священников и мирян).

 

Главные храмы епархии (обычно их несколько), в которых находится кафедра правящего архиерея, называются — кафедральные соборы. Если справа от царских врат стоит архиерейский жезл (всегда), то это кафедральный собор.

 

Ставропигиальный храм (или монастырь), — это храм (монастырь), который подчиняется непосредственно патриарху. [Ставрос] с греч. «крест», а [пигними] — «устанавливаю». Напр., Соловецкий, Симонов, Спасо-Яковлевский, Донской, Новоспасский, Новоиерусалимский (Воскресенский), Заиконоспасский, Иоанновский и т.д. В этих храмах на ектениях поминают только одного патриарха.

 

Крестовый храм — это личный храм архиерея. В древности во время архиерейской службы перед епископом носили крест (подобный запрестольному), сейчас этот обычай сохранился только в патриаршей службе. Так вот, этот крест положено было хранить в личном храме архиерея. Отсюда и название такого храма «Крестовый храм».

 

Самый обыкновенный храм именуется — приходской.

 

Храм на кладбище — кладбищенский.

 

Домовые храмы это храмы при дворцах, учебных заведениях, больницах, тюрьмах, и т.д.

 

Происхождение храма.

Происхождение храм тесно связан с Богослужением. Есть разные виды Богослужений. До грехопадения первых людей посвящать какое-то место Богу, т.е. иметь храм не было необходимости – вся вселенная принадлежала Богу, была раем, была храмом. Служение Богу у Адама и Евы до грехопадения выражалось в личном общении с Ним, в постоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. После грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности непосредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Ной, Авраам, Иаков и др.). Так вот Богослужение такого рода (сейчас мы его называет храмовым) это внешнее выражение внутреннего Богопочитания.

 

Из Ветхого Завета нам известно, что от Адама до Моисея верующие в Бога истинного не имели особых зданий для Богослужения. Иными словами, евреи патриархальных времен не знали храма. Вся вселенная была для них храмом Божиим, и они совершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в поле, Ной — там, где он вышел из ковчега, а Авраам — на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особенными явлениями и благодеяниями Божиими. Так у народа Божия стали появляться священные места, где они «призывали Бога». Таковыми были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт.12:6); Вефиль (Дом Божий), где Иаков видел чудную лестницу (Быт.28:19); Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Гарарским (Быт.21:30-33), и другие. Синай времени Исхода — место такого же рода, освященное явлением Бога (Исх.3:19-20).

 

Храмовое Богослужение в собственном смысле слова началось при пророке Моисее. После исхода из египетского плена евреи под руководством Моисея, по повелению Божию, строят скинию — переносное святилище (см.: Исх. 25-31 гл.). Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния называется «домом Господа» (Исх.34:26), «святым храмом Его» (Пс.5:8), «жилищем Господа» (Пс.74:7), «святилищем» (Евр.9:1). Этот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог подробно описал Моисею (на горе Синайской) каким должен быть храм и его принадлежности; и показал образ, по которому нужно было устроить его. То есть скиния, как позже и храм Соломона, а в наше время – каждый православный храм, является иконой (образом) Небесного Храма (Исх.25:9, 40; Деян.7:44; Евр.8:5; 9:11, 24; Отк.11:1, 19). Скиния разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. В ней поставленные Богом священные лица совершали храмовые службы и жертвоприношения.

 

По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный, величественный храм на горе Мориа (2Пар.3:1) или Сион (Пс.64:2; 134:21). Интересно то, что на этой горе, согласно иудейскому преданию, Адам (первый человек), сразу после грехопадения, построил для Бога первый жертвенник (алтарь), впоследствии на этом месте Авраам был готов принести в жертву Богу сына своего Исаака (кстати, это место указал Аврааму Сам Бог — Быт.22:2), а позже на этой горе царь Давид во время язвы видел явление Ангела, и принес Богу умилостивительную жертву (2Цар.24:16-25). При нашествии Навуходоносора на Иудею храм Соломона был разрушен. После своего возвращения из вавилонского плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божия на землю и разрушенный римлянами около 70 г. после Р.Х. Следует также заметить, что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в синагогах, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, праздник Кущей). Храм в Библии также называется «святым храмом» (Авв.2:20), многократно «домом Господнем» (3Цар.8:10) или «домом Божиим» (2Пар.5:14).

 

Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного Богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить.

 

Храм в Новом Завете.

Иисус Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Его приход в мир был высшей точкой диалога между Богом и людьми, встречей, которая стала непреходящей реальностью, ибо путь к ней открыт для каждого. Господь обращается к душе человека как ее божественный Учитель, ее Друг и Возлюбленный. Его призыв и наш ответ есть тайна, зарождающаяся в сокровенных глубинах сердца. Он основал Свою Церковь как новый, небывалый вид человеческой общности, создал единство людей, живущих в Нем, в Его Духе, в Его присутствии.

 

Сам Христос учил Своих последователей о необходимости молиться в тиши уединения (Мф.6:6). Но в то же время Он обещал пребывать среди людей, если двое или трое собраны во имя Его (Мф.18:20). Христос не назначал какого-то определенного места для общественного Богослужения. Он учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному; учил поклоняться Богу в духе и истине (Ин.4:23-24 — т.е. почитание Бога должно быть не внешним только, но исходить от сердца («в духе») и быть правильным («в истине»)) и Сам молился на всяком месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк.14:15; Лк.22:12). Эта Сионская горница и явилась, пожалуй, первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Самим Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии.

 

Места Богослужения христиан в первые III века.

Катакомбы и базилики.

После воскресения Христа раннехристианская община собиралась для Богослужения в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верующих. Первыми христианскими храмами, то есть местами евхаристических собраний, были частные дома (греч. [икосы]), или фактически залы. Местом Богослужения могла быть горница (комната, сооруженная на плоской крыше древневосточного дома) или обширная трапезная (см.: Деян.1:13). В них для целей Богослужения устраивались места для епископов и пресвитеров, для чтения Священного Писания; был также стол для совершения Евхаристии.

 

В период с I по III век во время гонений и народных волнений в Римской империи христианское Богослужение нередко совершалось в глухих и отдаленных от жилищ местах в катакомбах (kata — под; вниз + kumbē — чаша) — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 метров и служивших местами захоронений (как язычников, так и христиан). Катакомбы имелись во многих городах Римской империи — как на Западе, так и на Востоке. По римским законам катакомбы были неприкосновенными. Римлянам запрещено было трогать или вторгаться в места упокоения своих предков.

 

Катакомбы представляют собой сеть пересекающихся длинных коридоров, в стенах которых в мягкой вулканической породе — туфе — высекались места для гробниц. Для молитвенного поминовения усопших в катакомбах высекались церкви прямоугольной формы. Наиболее известны катакомбы, расположенные в окрестностях Рима. Общая протяженность подземных коридоров, входящих в римские катакомбы, составляет несколько сотен километров; в общей сложности в катакомбах насчитывается от 600 до 800 тысяч захоронений. Катакомбные церкви, а также отдельные гробницы мучеников использовались христианами для Богослужений. Алтарем, то есть престолом, обыкновенно служил саркофаг (гроб) мученика. Свет и воздух в катакомбы проникали через люминарии — отверстия, или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли.

 

В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное искусство. Образцом для него послужила роспись иудейских молитвенных домов (синагог), поскольку христиане первого поколения были тесно связаны с ветхозаветной традицией. Синагоги и усыпальницы еврейского народа украшались в то время фресками и мозаиками, среди которых были не только орнаменты и символы, но и сцены из Священной Истории. Все, что было для христиан священным, они изображали символами. Смысл их заключался в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под покровом символа и тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам и ничего не говорил язычникам.

В катакомбах встречаются следующие символические изображения:

1) якорь — знак христианской надежды: как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда на Бога является опорой души;

2) голубь — символ Святого Духа и невинности, незлобия христианской души;

3) феникс — по древнему верованию, не умирающая птица, символ воскресения;

4) павлин — символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергается разложению;

5) петух — символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых;

6) лев — символ духовной силы и могущества;

7) оливковая ветвь — символ вечного мира;

8) лилия — символ чистоты;

9) виноградная лоза — напоминает о таинстве Евхаристии;

10) корзина с хлебами — также напоминает о Причащении;

11) рыба — указывает, с одной стороны, на то, что христиане улавливаются для Царствия Божия проповедниками Слова Божия подобно тому, как рыба улавливается неводом, а с другой стороны, потому что греческие буквы, из которых состоит слово [ИХФИС] заключает в себе начальные буквы греческих слов: [Иисус] — Иисус, [Христос] — Христос, [Феу] (от [Феос]) — Божий, [Йос] — Сын, [Сотир] — Спаситель.

 

Также встречаются аллегорические изображения Христа в виде:

1) ягнёнка (агнца) — жертвенного животного изображающего Господа Иисуса Христа принесшего Себя в жертву ради спасения человеческого рода;

2) пеликана — птица которая для спасения своих птенцов умирающих от голода разрывает себе грудь и кормит их своей плотью;

3) дельфина – животное спасающее утопающих;

4) пастуха, несущего заблудшую овцу на плечах – образ Иисуса Христа Доброго Пастыря спасающего заблудшую овцу (Мф.18:12-14);

5) мифического поэта Орфея с лирой в руках: как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе человеческие сердца.

 

В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали Богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века.

 

В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 году в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и т.д. Церкви I-III веков по своему внешнему облику не отличались от светских построек. Лишь войдя внутрь, можно было — благодаря настенным росписям и предметам литургического обихода — понять, что человек оказался в христианском храме. Рядом с церквами христиане обычно строили баптистерии — помещения, в которых совершалось крещение оглашенных.

 

Дальнейшее развитие христианского храма.

В IV веке гонения на христиан прекратились, и христианство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313 году Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Кроме того, император Константин отдал христианам запустевшие языческие капища и некоторые дворцы и палаты. Таким образом, самой употребительной формой христианского храма в IV-V вв. стала форма базилики. Базилика (от греч. [базилевс] — царский) буквально означает «царский дом, царские покои», так назывались здания принадлежавшие царю. Они представляли собой удлиненное прямоугольное помещение с двумя продольными рядами колонн внутри. Базилики обычно строились около общественных площадей.

 

Получив базилики, христиане приподняли противоположный входу конец здания с полукруглой стеной (апсидой) и таким образом получился алтарь (пресвитерий).

 

В течение IV-V веков множество христианских храмов строилось на всей территории Римской империи. В 313 году Константин заложил в Риме Латеранскую базилику — основное место служения римского епископа. В 324 году на месте гробницы апостолов Петра и Павла в Риме была заложена еще одна базилика. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого — святая равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. В 326-333 годах в Вифлееме была построена базилика Рождества Христова. В 336 году завершилось строительство иерусалимского храма Воскресения Христова на Гробе Господнем, и т.д. И в последующее время, чем шире распространялось и укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих.

 

Начиная с VI века развивается купольная архитектура и формируется новый тип храма — купольная базилика. Классическим и наиболее ярким примером византийской купольной базилики является храм Святой Софии в Константинополе, построенный императором Юстинианом в 537 году по проекту архитекторов Анфимия Траллийского и Исидора Милетского. Строительство Святой Софии способствовало и развитию представления о храме как об образе космоса, где купол изображает небесный свод (поэтому он часто голубого цвета и украшается звездами), а все пространство символизирует населяемую вселенную.

 

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Отечество, то и у нас стали появляться и с течением времени умножаться святые храмы как места общей молитвы православных христиан. К числу замечательных русских храмов, сохранившихся доныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире и бесчисленные другие.

 

Обращенность храма на восток.

Еще в некоторых ветхозаветных общинах (например, у ессеев, живших в Египте) существовал обычай молиться, обратившись к востоку. С очень ранних времен у христиан стало принято совершать крещение, стоя лицом к востоку. Когда же возникли первые храмы, их стали ориентировать алтарем к востоку. Обращенность храма к востоку, упоминающаяся в «Апостольских постановлениях» (IV в.), — древнейшая христианская традиция. По словам Иоанна Дамаскина, «мы поклоняемся на восток не просто и не случайно», а прежде всего потому, что Бог есть духовный свет (см.: 1Ин 1:5), и Христос в Писании назван Солнцем правды (см.: Мал 4:2) и Востоком (Лк 1:78). Кроме того, рай был насажден на востоке (см.: Быт 2:8); скиния Моисея имела завесу и очистилище на восток; врата Господни в храме Соломоновом находились на востоке. Наконец, «Господь распятый взирал на запад, и таким образом мы поклоняемся, устремляя к Нему взоры». Восходя на небо, Он возносился к востоку (см.: Деян 1:11), и во Второе Пришествие Свое Он явится с востока (см.: Мф 24:27). «Итак, — заключает Дамаскин, — ожидая Его Пришествия, мы кланяемся на восток. Таково же и незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам без писания».

 

Внешний вид храма.

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

 1) корабля (продолговатого четырехугольника);

2) креста;

3) звезды;

4) круга.

 

Такие формы получили большое распространение по своей внутренней символической связи с христианским вероучением.

 

1. Продолговатая форма храма в виде корабля выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь — корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного. Кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей, не отступивших от Бога.

 

2. Крестообразная форма храма указывает на то, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

 

3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

 

4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно. «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18) — говорит Господь.

 

По внешнему виду храм отличается от обычных зданий тем, что над ним обычно вместо потолка возвышается купол. Купол же, в свою очередь, увенчивается главой с крестом наверху (главы иногда называются «маковицами», «лбами»). Крест свидетельствует о том, что это храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь наш Иисус Христос. Иногда крест в нижней части имеет форму полукруга, напоминающего собою якорь как символ христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира Господа Иисуса Христа.

 

Глав над храмом бывает не одинаковое число: одна, две, три, пять, семь, девять, тринадцать и больше. То или иное число глав имеет особое значение. Одна глава указывает на главу Церкви — Господа Иисуса Христа; две — на Богочеловечество (двухприродность) Иисуса Христа; три — на Святую Троицу; пять — на Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь — на число главных христианских Таинств; девять — на число чинов ангельских; тринадцать — на Господа Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

 

Церковные колокола.

Колокольный звон не просто созывает людей в храм на Богослужение, он напоминает о вечной жизни, о Боге, о молитве, будит уснувшую совесть. Неслучайно самый главный колокольный звон называется «благовест», ибо звон колоколов — своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Впервые колокола появились в V или VI веке на Западе, а в Византию проникли только в IX столетии (прежде их заменяли «била»). Постепенно возникли большие наборы колоколов, для которых стали строить специальные звонницы и колокольни. С помощью этих наборов можно было исполнять сложные музыкальные произведения. Многие города славились собственными стилями звона. Его музыкальное эхо можно услышать в операх Глинки или Мусоргского. Самые крупные колокола были отлиты в России. Секрет их изготовления передавался мастерами из поколения в поколение.

 

 

  Перейти на: Информация для прихожан

 

 

 

Просмотры (1748)